Об организации жизни и управлении собой

Позднее Ctrl + ↑

Образ Перми глазами жителей

Kevin Linch, The Image of the City, MIT press, 1964

В СССР издана в 1982 году. Прочитать и скачать можно на glazychev.ru.

Прочитал книгу Кевина Линча «Образ города». Он описывает элементы городского окружения, которые формируют для каждого индивидуальный образ города. Из индивидуальных образов формируется общественный образ.

Элементы города

В результате исследований Линч выявил 5 элементов города, из которых строится образ: пути, границы, районы, узлы и ориентиры.

Пути — это коммуникации, вдоль которых люди периодически или постоянно передвигаются. Это улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы.

Границы — элементы окружения, которые люди не используют в качестве путей и не рассматривают их в этом качестве. Это труднопреодолимые барьеры между районами: берега, железные дороги, края жилых районов, стены, заборы.

Одни и те же элементы для разных людей играют разную роль. Для тех, кто ездит на работу на электричке, железная дорога — путь. А для тех, кому нужно переходит ж/д пути по дороге к дому, железная дорога — граница.

Районы — это части города, средние по величине и представимые как двухмерная протяженность, в которую наблюдатель мысленно входит «изнутри». Они обладают каким-то общим, распознаваемым характером. Большинство людей упорядочивает свой город по районам с большей или меньшей чёткостью.

Вопрос о том, пути или районы являются доминантными элементами, решается индивидуально. Это зависит не только от личности, но и от характера каждого города.

Узлы — это соединительные звенья, места разрыва транспортных коммуникаций, перекрёстки или слияния путей, моменты скачкообразного перехода из одной структуры в другую. Перекрестки, развилки, площади.

Ориентиры — точечные элементы, достаточно просто определяемые материальные объекты: здание, знак, фасад, витрина, гора, бар.

По приведенным в книге методикам принято рисовать ментальные карты. Ментальная карта — это рисунок местности, выполненный информантом по просьбе исследователя. По Линчу ментальные карты — инструмент, который помогает сделать город удобнее, понятнее и красивее.

Образ Перми

Мне стало интересно, как пермяки видят Пермь. Я опросил близких, друзей и знакомых. Попросил за 5—7 минут нарисовать город таким, как они его помнят или представляют. 25 человек — от 18 до 55 лет, владельцы автомобилей и пешеходы, не живущие вообще в Перми и живущие 55 лет. Понимаю, что выборка в 25 человек не репрезентативная, но достаточно показательная.

Я выписал все объекты, которые встречаются на картах. Затем посчитал, сколько раз встречается каждый объект, и выразил в процентах.

Всего 141 объект.

По результатам составил обобщенный образ.

Объекты, встречающиеся 1—2 раза, исключил.

Наблюдения

Как видно, в среднем Пермь воспринимается пятнами из районов и небольшой сеткой улиц в центре. Основные элементы, которые помнят все — река и мост через реку. Далее я изложу свои наблюдения, которые показались мне интересными.

1

Основные запоминающиеся пути — ул. Ленина и Комсомольский пр. Вблизи них находятся основные достопримечательности города. Здесь течет культурная жизнь, рядом основные торговые центры, университеты, театры и кинотеатры.

2

Те, кто часто пользуются картой города, либо изучали город по бумажным картам, представляют город наклоненным относительно оси Запад-Восток. Например, люди старшего поколения. Те же, кто вместо карты используют навигаторы или мобильные приложения, представляют город относительно пути своего основного движения.

Так я ожидал, что карты будут похожи на Пермь, к которой привык я. Но мои ожидания не оправдались.

Карты Пермь 1897, 1908, 1914, 1938, 1988, годов. Примерно такой результат я ожидал.

3

Жители правого берега видят Пермь вверх головой, как австралийцы мир (но это не точно).

В принципе, когда Кама не на севере, я не узнаю город с первого взгляда.

4

Старые названия предпочитают новым. ПГУ вместо ПГНИУ, Драмтеатр вместо Театр-Театр, Коммунистическая вместо Петропавловская.

5

Железная дорога, малые реки и лога не являются частью образа Перми.

6

Помимо общественно значимых мест, образ города строится из индивидуальных — бары, улицы и достопримечательности, имеющие персональное значение. 60 % объектов встречаются 1 или 2 раза.

7

Прямоугольные кварталы центра Перми — сильный запоминающийся образ. Но порядок улиц плохо запоминается и сами улицы мало отличаются. Улицы не имеют четких ориентиров начала и конца.

8

Тихий Компрос не считывается продолжением Компроса. Компрос переходит в Героев Хасана. При этом Тихий Компрос не упоминается никем.

Мне давно кажется, что Тихий Компрос нужно переименовать в отдельную улицу. Он ни визуально ни ассоциативно не связан с основным проспектом. Компрос — широкий магистральный путь с активным движением, множеством магазинов и ориентиров на всем пути, яркими образами начала и конца (галерея и площадь/башня). Тихий же — бульварный путь для прогулок, озелененный и спокойный.

9

В большинстве случаев не считывается образ Перми, как протяженного с запада на восток города.

10

Предположительно, возраст, место проживания и социальный статус влияют на образ города. Но из приведенной выборки нельзя сделать каких-либо выводов. Если вы хотите помочь сделать более глубокий анализ на бóльшей выборке, напишите мне.

Если вы видите другие закономерности, напишите мне.

Кевин Линч в книге приводит факторы, которые влияют на запоминаемость каждого элемента. Так для путей это извилистость, цвета фасадов, архитектурные особенности, степень озеленения и т. д. Для районов — четкие границы, запоминающаяся форма, тип застройки, характеристика обитателей, рельеф и т. д. Если вам интересно продолжить со мной исследование Перми в этом ключе, напишите мне. Например, мне интересно в ходе интервью проверить гипотезы почему Компрос лучше запоминается, чем соседняя Куйбышева, а Сибирская лучше, чем соседняя 25 октября.

Если знаете подобные исследования про другие города, напишите мне. Вот, например, про Москву.

Почему нельзя комментировать дизайн в отрыве от контекста

Помню в школе я мучался вопросами Почему мы так много изучаем Пушкина? Почему каждый год? Почему Пушкин — наше все? Разобраться удалось спустя 15 лет. Мне казалось ну да, хорошие стихи, но ведь много хороших поэтов, почему именно он наше все. Оказалось Пушкин первым объединил литературный язык и разговорный. До него стилистика того, как писали и того, как говорили сильно различались. И еще много в чем он был первым.

Это мое упрощенное понимание. Если я не прав, поправьте.

То же самое было с искусством. Я не понимал величия картин Малевича. А не понимал я их потому, что думал в отрыве от контекста. Черный квадрат мне казался ЧЕРНЫМ КВАДРАТОМ. Оказалось, что великий он за новаторство.

Великая картина не существует в своем величии сферически в вакууме, она стала великой по какой-то определенной причине, не только за «красоту». Обычно она такой стала на фоне своего окружения, за новаторство и за тот эффект, который она произвела на окружающих.

Осознать мне это помогла статья Шакко. Может и вам поможет.

Теперь, когда я смотрю на вещи, которых не понимаю, сначала думаю а знаком ли я с контекстом, в котором она создана; а хорошо ли я знаю окружение, а достаточно ли у меня знаний. Короче — сделал ли я домашку.

Поэтому, когда Тема Лебедева публикует логотипы с экспресс-дизайна, и я не понимаю их крутости, первое о чем я думаю: о боже, как мало я знаю об этом мире. Мало знаю о пиаре, мало знаю о брендинге, мало знаю об устройстве бизнесов. Следите за руками: я думаю не о дизайне логотипов и графике, а об окружающих логотипы вещах.

Когда в следующий раз вам захочется написать в комментария Блять, что за говно вы сделали, подумайте, а достаточно ли у вас знаний о мире.

А не говно ли я?

2018  

Эффект неэкономии масштаба

Каждый понедельник я попадаю в ловушку эффекта неэкономии масштаба. Его описал Максим Дорофеев в книге «Джедайские техники»:

Чем больше задач решаешь одновременно, тем дороже обходится каждая задача.

Это противоположность экономии масштаба в производстве: чем больше продуктов производить, тем дешевле каждый из них. Вольно перескажу суть.

Ситуация 1
Саша — дизайнер. Ему ставят задачи по одной. Как только выполняет одну, выдают следующую.

Саша, нарисуй иконку.
Это легко, — думает Саша. Берет и рисует. Тогда Сашу просят:
Сделай визитку для нового менеджера.
Запросто. Берет и делает.
Саша, напиши текст для страницы о компании. Задача сложнее, но и ее Саша делает.

Это спокойный режим. В таком режиме Саша способен сделать 10 задач за неделю.

Ситуация 2
Теперь Саше ставят задачи сразу по две.

Саня, нарисуй иконку и напиши текст на страницу о компании.
Так, падажжи, — говорит Саша, — А что приоритетнее? А со сроками что? Делает одну задачу, ему сразу подкидывают задачу с визитками.
Е-мае, надо как-то спланировать, решить что важнее сейчас делать.

Такой режим напряженнее. Часть Сашиной концентрации уходит на планирование. За неделю он делает только 8 из тех 10 задач. 2 не успел.

Лекция Максима Дорофеева «Джедайские техники 2.0»

Ситуация 3
Даем Саше список из 10 задач на неделю.

Вот черт, сколько работы, времени так мало, ааа-аааа-аа, что делать! — паникует Саша и идет заваривать чай. К концу недели хорошо если 6 задач выполнит.

Для меня ситуация 3 — типичный понедельник. Открываю утром план работы на неделю — хочется забиться в кокон, сидеть на попе ровно и ничего не делать. Эффект голубя — 

Паника возникает, потому что нет плана. В ситуации 1 за тебя подумали и не нужно думать, что и когда делать. В ситуации 3 плана нет, поэтому его нужно составить самому. Чтобы паника не мешала работе использую три приема: 1) расставить приоритеты, 2) уменьшить воспринимаемое количество, 3) работать «помидорками». Суть в том, чтобы привести ситуацию 3 к ситуации 1 — в единицу времени держать в фокусе одну задачу. Нет многозадачности.

Эти приемы о том, как снизить панику, а не о том, как выдавать продуктивность на 10 из 10.

1. Расставить приоритеты

Делю задачи на три группы: Срочные, Важные и Понятные. Срочные — которые нужно сделать в первую очередь. Важные — которые двигают основные проекты. Понятные — над которыми не нужно думать, только делать.

Сильные часы определил в RescueTime

Над важными работаю в «сильные» часы. Над понятными — в часы спада. «Сильные» часы — это часы биологического пика, когда можешь работать сосредоточенно несколько часов. У меня это периоды с 9 до 11 и с 15 до 17. В часы спада делаю простые рутинные задачи, где не нужно думать.

2. Уменьшить воспринимаемое количество задач

Разбиваю задачи по дням. Список задач на неделю воспринимается огромным и непосильным. Список на день легко охватить одним взглядом. Значит, его проще начать делать. С такого планирования начинаю каждую неделю.

В понедельник и вторник больше срочных задач. В пятницу только понятные.

Список задач каждый день пополняется. Поэтому, по принципу «Сделай это завтра», новые задачи переношу на следующий день.

3. Работать помидорками

О помидорной технике на Лайфхакере

Да, опять все свелось к помидорной технике. Каждой задаче выдаю определенное количество времени и примерное время, когда буду над ней работать. С такого планирования начинаю каждый день.

Диаграмма для работы с 9 до 18.

Важно работать одновременно только над одной задачей. Не фигачить параллельно три. Многозадачность снижает продуктивность. Она заставляет совершать ошибки и привносит в работу стресс. В итоге на выполнение дел уходит больше времени, поскольку при переключении с задачи на задачу затрачивается дополнительное внимание.

Сначала планировать, потом делать. Нет многозадачности

Марк Мэнсон — Тонкое искусство пофигизма

«Тонкое искусство пофигизма» — не о том, как на все наплевать. Она о том как научиться подвергать сомнению свои ценности, отпускать второстепенные проблемы и находить счастье через поиск страдания. Выписал понравившиеся цитаты.

О целях

Ключ к хорошей жизни отнюдь не во все новых и новых заботах: он — в меньшем числе забот. Заботиться нужно только о подлинном, настоящем и важном.

Надо научиться не разбрасываться и сосредоточиться на главном. Надо научиться понимать, что вы лично цените больше всего.

Нужно восхищаться людьми, которые знают: есть вещи, более важные, чем они сами, их чувства, гордость и их эго. Им плевать не на все подряд, а на все второстепенное. Они берегут свои нервы для подлинно важного. Для друзей. Семьи. Цели. Буррито.

По моему, большинство — особенно образованный, холеный средний класс белых людей — считают «жизненными проблемами» обычное следствие того, что у них нет более важных вопросов для беспокойства.

Закон обратного усилия: чем больше вы стараетесь что-то получить, тем больше комплексуете из-за отсутствия желаемого. Чем отчаяннее вы хотите стать богатым, тем более бедным и недостойным себе кажетесь.

Стремление к более позитивному опыту — само по себе негативный опыт. А принятие негативного опыта — позитивный опыт.

О счастье и страдании

Счастье — это форма действия, активность. ‹…› Подлинное счастье наступает, лишь когда вы находите проблемы, которые вам нравится иметь и решать.

Счастье нам приносит рост, а не длинный список субъективных успехов.

Надо выбирать. Жизни без страданий не бывает. Она не состоит из роз и единорогов. С удовольствиями-то все понятно: большинство из нас хотят одного и того же. Более интересный вопрос — страдание. На какое страдание вы готовы пойти? Именно этот трудный вопрос имеет значение. И именно он способен куда-то привести, изменить точку зрения, да и всю жизнь.

Часто нас по-настоящему меняют лишь тяжелые испытания. Лишь когда мы ощущаем сильную боль, мы готовы взглянуть на наши ценности и спросить себя, почему они нас подвели.

Об отвественности

Зачастую единственная разница между болезненной проблемой и приятной проблемой состоит в том, что последнюю мы выбрали сами и готовы нести за нее ответственность.

Есть простое осознание, которое становится истоком всякого личного улучшения и роста. Это осознание: мы лично несем ответственность за все, что происходит в нашей жизни, каковы бы ни были внешние обстоятельства.

Из-за наплыва исключительного люди ощущают себя неполноценными и думают, что нужно быть более необычными, чтобы их заметили и оценили.

Успех может прийти лишь тогда, когда человек поймет: до величия ему далеко, результаты — скромные и посредственные. И есть куда расти.

Знание и приятие вашего скромного существования освободит вас для совершения дел, которые вы действительно хотите сделать — без завышенных ожиданий.

О ценностях

Есть более глубокий уровень самопознания. Он касается наших личных ценностей: почему я считаю это успехом/неудачей? По какому принципу я себя оцениваю? По какому критерию сужу о себе и окружающих?

Ценности лежат в основе всего, что мы есть и что мы делаем. Если ценимое нами бесполезно, то все основанное на них пойдет наперекосяк. ‹…› Наши ценности определяют, с помощью каких критерив мы оцениваем себя и всех остальных.

Если вы хотите изменить свой взгляд на проблемы, вы должны изменить свои ценности и критерии успеха/неудачи.

Хорошие ценности: 1) основаны на реальности; 2) социально конструктивны; 3) непосредственны и контролируемы.

Примеры хороших и здоровых ценностей: честность, инновации, уязвимость, умение постоять за себя, умение защитить других, самоуважение, любознательность, милосердие, скромность, творчество.

Любой рост невозможен без осознания: наши ценности всегда несовершенны.

Надо искать не уверенности, а сомнения: сомнения в наших верованиях, сомнения в наших чувствах, сомнения в наших представлениях о будущем. Надо снова и снова искать не правоту, а ошибки.

Закон избегания

Чем больше что-то угрожает вашей идентичности, тем активнее вы избегаете этого.

Это значит, что чем больше какое-либо действие способно изменить то, как вы видите себя, и кем вы себя считаете, тем дольше вы будете откладывать это действие.

Закон избегания относится и к хорошим, и к плохим вещаем. Если вы заработаете миллион долларов, это может угрожать вашей идентичности не меньше, чем потеря всех денег. Если вы станете знаменитой рок-звездой, это может угрожать вашей идентичности не меньше, чем увольнение с работы. Вот почему люди часто боятся успеха — по той же причине, по которой боятся неудачи: он ставит под угрозу их мнение о себе.

О сомнениях в себе

Как правило мы не видим себя со стороны. Зачастую мы последними замечаем, что мы гневаемся, ревнуем или расстраиваемся. И есть только один способ снять шоры с глаз: избавиться от железных доспехов уверенности и постоянно сомневаться в собственных мотивах.

Сам факт, что вы сомневаетесь в своей правоте, не обязательно означает вашу неправоту.

Следует помнить: чтобы в вашей жизни произошли перемены, вы должны найти у себя ошибки.

Если я считаю одно, а все остальные — другое, то намного вероятнее, что ошибаюсь я.

Действие не только следствие мотивации, но и его причина.

2018   книги

Люблю планировать, но мешаю себе делать. Это моя боль

Упаковка Geigy Irgapirina, лекарства от артрита. 1956 год

У меня внутри боль, которая доставляет неприятности. При работе над длинным проектом мне нравится планировать, но я сам мешаю себе реализовывать планы. Нравится думать над деталями, представлять каким будет результат, как его буду показывать. Но постоянно откладываю на потом. Это не прокрастинация, а нечто глубже.

Когда писал книгу, кайфовал от продумывания деталей: какой формат выбрать, какой будет обложка, какие главы включить, какую промостраницу сделать, как распространять и доставлять покупателям. Но как только открывал редактор, впадал в ступор и откладывал до момента, когда появится настроение. Работа над небольшой книгой растянулась на год

Планировать приятно. Мозг обещает крутой результат и новую жизнь. Но между планированием и результатом пропасть. Чтобы проект двигался, я использую приемы, которым научился на курсе о долговременных начинаниях:

Отрывок из 15 письма. Подпишитесь, не пожалеете.

Тимур, привет. Спасибо, твой курс крутейший.

Начните со сбора информации. Мозг сопротивляется новому, поэтому чтобы его не спугнуть большим проектом, пока просто собирайте заметки и наблюдения.
Находите логическую точку в конце каждого подхода. После работы должно оставаться чувство завершенности. Любое незавершенное действие рождает внутреннее эмоциональное напряжение — это называется эффектом Зейгарник.
Работайте отдохнувшими. Предыдущие попытки записать музыку я фейлил отчасти потому, что кидался в бой после работы и без передышки: уставший, запарившийся, быстрее бы закончить. Так точно не надо.
Подберите оптимальный ритм и делайте чуть меньше. Оптимальный — это когда не ломает и не нужно думать, чтобы встать и сделать. Если ломает — снижайте объем нагрузки до тех пор, пока не станет ок.

Эти приемы помогают справиться с прокрастинацией и двигать проект. Но они не помогают решить внутреннее сопротивление. Вижу для себя две ловушки.

Ловушка №1 Закон избегания

Когда писал книгу, постоянно думал, что книга никому не понравится. Кто я такой, чтобы писать книги о фотографии. В моем представлении, я не вправе учить других потому что сам слабый фотограф. Я считал себя недостаточно опытным и боялся провалиться. Это называется избегание.

В книге «Тонкое искусство пофигизма» Майк Мэнсон описывает закон избегания:

Чем больше что-то угрожает вашей идентичности, тем активнее вы избегаете этого.

Это значит, что чем больше какое-либо действие способно изменить то, как вы видите себя, и кем вы себя считаете, тем дольше вы будете откладывать это действие.

Закон избегания относится и к хорошим, и к плохим вещаем. Если вы заработаете миллион долларов, это может угрожать вашей идентичности не меньше, чем потеря всех денег. Если вы станете знаменитой рок-звездой, это может угрожать вашей идентичности не меньше, чем увольнение с работы. Вот почему люди часто боятся успеха — по той же причине, по которой боятся неудачи: он ставит под угрозу их мнение о себе.

Реальная перспектива стать автором книги, которая никому не нравится, пугает больше, чем перспектива остаться автором книги, о которой никто не слышал. С последним я уже свыкся: в этой роли мне было комфортно.

Чтобы обойти закон избегания, нужно ставить под сомнение ценности: и текущие и будущие. Не только сомневаться «хорошо ли я сейчас живу», но и «так ли я хочу жить, как мечтаю». Я всегда спотыкаюсь на этих вопросах, поэтому теряю запал на середине проекта.

Ловушка №2 Формулирование цели

Начиная проект, не задумываюсь о цели. Работаю по принципу «попробую делать что-то интересное — вдруг повезет и жизнь изменится». Это не работает. Энтузиазм пропадает при первой сложности. Хочется разобраться для галочки и заняться чем-то более приятным.

Чтобы такого не происходило, нужно правильно формулировать цель. Формулировать так, чтобы прочувствовать, что изменится, когда ее достигнешь. Задавать вопросы: «зачем я это делаю», «как это изменит мою жизнь» и «хочу ли я этого?». Это сложно, потому что нужно копаться в жизни.

С книгой цель могла быть такой: помочь начинающим фотографам разобраться с практикой стрит-фотографии. Это мой способ повлиять на мир и сделать его лучше.

Чтобы сформулировать цель, которая изменит жизнь, нужно разобраться: что важно в жизни, какие жизненные задачи решаю. У меня нет ответов на эти вопросы, поэтому и возникает трение.

Чтобы справиться с внутренним сопротивлением при работе над длительными проектами, мне нужно:

  • научиться преодолевать самовосприятие, ставить под сомнение ценности и отказываться от привычного образа жизни;
  • научиться ставить цель так, чтобы было понятно, как измениться жизнь после достижения цели.

Рефлексируй, Димон, копай!

Будапешт в декабре 2017

В начале декабря съездил в Будапешт. Был там во второй раз. В первый на свободный просмотр города было два часа, и я мало что успел. В этот раз лучше рассмотрел город.

Короткий фоторассказ

P.s. А еще передизайнил главную страничку сайта. Сделал компактнее и спокойнее. Взгляните

2018   мир

Памятка по графическим стилям в типографике

Эволюция графических стилей. Стивен Хеллер и Сеймур Чваст, ИЗДАЛ, 2016

В апреле прочитал «Эволюцию графических стилей» Хеллера и Чваста. В ней авторы рассказывают о формальных и визуальных характеристиках соответствующих периодов дизайна. Тогда мне казалось, что я, наконец, разложил для себя все по полочкам.

Недавно поймал себя на том, что вновь путаю Ар-нуво и Ар-деко, а при упоминании Движения искусств и ремесел судорожно думаю Так-так-так, я про это где-то читал. Даже не в одной книге. Поэтому составил для себя памятку по графическим стилям.

Не ставлю себе задачу запомнить все подстили. Хочу разобраться с большими стилями. Мне сейчас не важно знать отличия Югендстиля от Венского сецессиона, но хочется отличать Поздний модернизм от Постмодернизма.

В блоках Запомнить намеренно упрощаю признаки. В ряде случаев опираюсь на имеющийся опыт, поэтому пишу Похоже на такого-то художника, так как мне это о чем-то говорит.

Весь текст — выдержки и цитаты из Хеллера и Чваста. Мои только блоки Запомнить и подборки изображений.

Будет здорово, если памятка окажется полезной кому-то кроме меня. Если вы видите грубые ошибки, напишите в комментариях.

Викторианский стиль
Движение искусств и ремесел
Ар-нуво
Экспрессионизм
Модернизм
Ар-деко (Модерн)
Поздний модернизм
Постмодернизм

 

Викторианский стиль (1830—1900-е гг.)

Для дизайна печатных изданий типичным явлением стала повсеместная тяга к орнаментированию, которая часто проявлялась в имитации чудачеств викторианских архитекторов.

Стемление заказчиков сделать рекламу максимально заметной приводило к появлению весьма оригинальных акцидентных шрифтов вычурной и замысловатой формы. ‹…› Дизайнеры безжалостно обходились с утонченными гарнитурами Дидо и Бодони XVIII века, смело увеличивая их и делали жирнее.

Наряду с жирными шрифтами другой типичной для викторианской эпохи типографической формой стали брусковые, или египетские, шрифты, популярность которых связана с интересом к Египту после наполеоновских воин.

Типичная черта викторианской типографики — немыслимое количество начертаний и кеглей, «утрамбованных» в один заголовок, — объяснялась практическими соображениями и стремлением печатников использовать каждый дюйм пространства листа.

Причиной безыскусности этих творений было то, что бизнесмены викторианскох эпохи не видели связи между своими представлениями о прекрасном, которые формировались под влиянием полотен эпохи Возрождения, и сиюминутными практическими нуждами бизнеса и рекламы.

    Запомнить

  • Орнаменты, гравюры, вычурные акцидентные шрифты, брусковые шрифты, немыслимое сочетание начертаний и кеглей.

 

Движение искусств и ремесел (1850—1900-е гг.)

С визуальной точки зрения стиль Движения искусств и ремесел остался верен орнаменту как ключевому элементу викторианского стиля, но объявил войну барочным и романтическим излишествам своего времени.

Диапазон Движения искусств и ремесел простирался от наиболее характерной примитивной готики до асимметричных растительных композиций и изысканного орнаментализма.

    Запомнить

  • Если похоже на викторианский стиль, но цветочный орнамент побеждает, то, скорее всего, это Искусства и ремесла.
  • Все такое готическое.
  • Применяют новые готические шрифты — шрифты без засечек, построенные на отрицании классической типографики.

 

Ар-нуво (1890—1910-е гг.)

«Цветочное безумие», «истерика линий», «странная декоративная болезнь», «стилистическая вседозволенность» — так отзывались современники об ар-нуво. ‹…› Ар-нуво стал бунтом против пронизанной духом прошлого викторианской эстетики.

Художники переосмысливали искусство Востока, в чем-то подражали рококо, восторгались цельностью формы и романтической отстраненностью кельтских манускриптов.

Рекламные плакаты товаров и афиши мероприятий сочетали изящество японских гравюр, мистику символизма и манеры постимпрессионизма.

Автором самых знаковых образцов стиля ар-нвуо стал Альфонс Муха. Для его «византийской манеры» характерны идеализированные женские портреты в окружении херувимов, пальмовых листьев и мозаики.

    Запомнить

  • Если похоже на Муху и Грассе, то точно ар-нуво.
  • Гравюры похожи на японские или кельтские.
  • Декоративные шрифты.

 

Экспрессионизм (1900—1920-е гг.)

Представители фигуративного экспрессионизма демонстрировали отход от буквальной реальности и стремились передать образное внутреннее самовыражение.

Экспрессионисты искажали и удлиняли пропорции человеческих фигур и пейзажей, повышая эмоциональный накал своей графики.

    Запомнить

    Примитивная ксилография. Искаженные пропорции тела. Напоминает работы Шиле.

 

Модернизм (1910—1940-е гг.)

Ассиметричная типографика, геометрическая верстка, фотоиллюстрация — все эти приемы сформировали новый формальный язык модернизма.

Футуризм и конструктивизм
Графический стиль футуризма следует из теории о том, что энергию Вселенной в живописи и графике нужно изображать как динамическое ощущение, что движение и свет разрушают целостность твердых тел и постоянно трансформируют реальность.

Ган и Телингер создавали шрифтовые композиции, которые самой своей формой иллюстрировали текст — типографика несла содержательную и эмоциональную нагрузку.

Родченко создавал визуальные образы, притягательные своей напряженной геометрией, яркими цветами и броской типографикой.

Конструктивизм — своеобразный стиль, главными изобразительными элементами которого стали гротескный шрифт и комбинация графики с фотомонтажом.

Баухаус и Новая типографика
Дизайн всего, что делалось в школе Баухаус, определялся функциональными потребностями, а не стремлением соответствовать некому стилю. Главными чертами изданий школы были упорядоченность, система, асимметричная типографика и модульная сетка. Декор сводился к линиям, прямоугольникам и кругам. На смену реалистичности иллюстрации пришла фотография и монтажные приемы. Непременным атрибутом стал гротескный шрифт.

Самое простое определение Новой типографики — отказ от классических канонов симметрии.

Типографика Эля Лисицкого стала первым формальным воплощением нового подхода, и его приемы — гротескные шрифты, ограниченный набор основных цветов и нарочитая геометричность — на долгое время прижились в рекламной типографике как клише.

Яркий контраст между динамикой фотоколлажа и сдержанно типографикой текста.

Чистая типографика в духе Стиля, акцентированные вертикали и горизонтали, прямоугольные формы и большие площади основных цветов — характерные черты голландской Новой типографики.

    Запомнить

  • Геометрическая верстка, фотоколлажи, ассиметричная типографика.
  • Если плакаты похожи на стихи Маяковского и Каменского, то футуризм/конструктивизм. На русском — конструктивизм, не на русском — футуризм.
  • Модульная сетка, гротескные шрифты, фотомонтаж — Баухаус или Новая типографика.
  • Ограниченный набор основных цветов.
  • Родченко, Лисицкий, Чихольд, Байер

 

Ар-деко (1920—1930-е гг.)

Скорее геометричный, нежели ассиметричный, скорее прямой, нежели криволинейный, ар-нуво вобрал в себя русские балетные сезоны, искусство ацтеков и индейцев Северной Америки и даже некоторые черты Баухауза, а после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году стал уникальным сплавом египетских пирамид, солнечных лучей, электрических разрядов и небольшой щепотки чарльстона в довесок.

Стиль ар-деко явился очередным подтверждением конца традиционного дизайна, но в отличие от классического модернизма в его основе лежала мания нового.

В 1929 году парижский дизайнер Альфред Тольмер издал книгу «Верстка», где сформулировал каноны книжного дизайна в стиле ар-деко. ‹…› Чтобы получить большее число комбинаций верстки, нужно отказать от строгой системы вертикалей и горизонталей... выработать альтернативную систему... наклонных линий и кривых.

Ар-деко — сочетание утонченной эстетики и флера современности, атмосфера эксцентрики и фантасмагории. ‹…› Ар-деко содержало отсылки к роскоши и экстравагантности.

Следуя манере модной иллюстрации, художники плаката сформулировали собственный графический язык эпохи — декоративный и антиимпрессионистский. Словолитни разрабатывали новые акцидетные шрифты.

    Запомнить

  • Манера «модной» иллюстрации. Крупные иллюстрации и надписи акцидентными шрифтами. Геометрический орнамент.
  • Плакаты в стиле кубизма.
  • Плакаты отдают привкусом роскошной жизни и джаза.
  • В плакатах используются символы новой индустриальной революции — автомобили и механизмы.
  • Адольф Мурон Кассандр, Поль Колен, Герберт Маттер, Фрэнк Пик

 

Поздний модернизм (1940—1980-е гг.)

Интернациональный стиль
Изображение и текст располагались исходя из критериев функциональности. Пространство чутко вымерялось на основе математических пропорций. Должное внимание уделялось типографике.

Характеристиками их дизайна были предметная фотография, гротескные шрифты, отсутствие какого-либо декора и строгая композиция, основанная на модульной сетке.

Философия швейцарского дизайна формировалась в двух центрах — школах Цюриха и Базеля. Представителем первой выступал Йозеф Мюллер-Брокман, а второй — Армин Хофманн.

    Запомнить

  • Выверенная геометрическая верстка, базовые цвета, модульная сетка, гротески — чаще всего Гельветика и Юниверсал.
  • Все, что похоже на Мюллера-Брокмана и Хофманна.

 

Постмодернизм (1970—1990-е гг.)

В эклектичной обстановке дизайна 1980-х понятие «постмодернизм» применялось к своеобразному межнациональному стилю, который основывался не на догматике, а на довольно бессистемном смешении различных теорий и практических приемов дизайнеров-одиночек. ‹…› В наиболее общей трактовке постмодернизмом можно назвать творчество всех дизайнеров, которые не являются строгими сторонниками модернизма баухаузовского толка, в том числе неодадаизм, неоэкспрессионизм, панк и азиатский модернизм.

В постмодернизме для достижения коммерческой привлекательности используется сочетание декоративности, исторических художественных заимствований и новых технологий. Различные вариации постмодернизма связывали между собой отчетливые визуальные признаки: игривая геометрия с текучими элементами, зазубренными линейками, случайно расположенными точками и линиями; пастельная цветовая гамма; несогласованные шрифты с разрядкой, а также многочисленные аллюзии на исторические образцы изобразительного искусства и дизайна.

Дизайнеры искали предел новизны типографики, при котором она остается функциональной.

В основе всех видов дизайна 1980-х лежит игра и эклектика.

#Итоги2017

В 2017 году

2018   списки

Прошел курс «Типографика и верстка» Игоря Штанга

Все фото — Никиты Полосова

В начале декабря ездил в Екатеринбург на практический курс Игоря Штанга по типографике и верстке. Курс крутой. Игорь грамотно сочетает теорию и практику. Хороший конспект по теории с курса написал Ваня Звягин. Повторяться не буду.

Для меня самое полезное с курса — обратная связь от Игоря на каждый этап работы. На два часа лекции приходился час практики и час разбора работ. Разбор начинается не сразу с линча, а с вопроса «почему ты так сделал, из чего исходил». Это важный вопрос, на который сложно ответить.

В день делали по 2—3 задания. Верстали плакаты, визитки, меню, афиши, таблицы. На задание отводился один час. Затем за час разбирали работы каждого участника. В течение всего курса работы можно было доработать, снова показать, получить комментарии и снова доработать. В последний день получили задание на курсовую работу.

Разбор работ других участников полезнее разбора собственной работы.

Мне понравилось делать плакат в швейцарском стиле и курсовую работу. О них расскажу подробнее.

Плакат в швейцарском стиле

Дана дореволюционная реклама. Нужно переделать в швейцарском стиле. Текст можно редактировать, добавлять и убавлять. На выбор было два плаката, я выбрал с Роллс-Ройсом.

За 40 минут сделал первый вариант:

Игорь: Фотография бесформенная. Модуль «Открыта запись» плохо болтается у заголовка. Нижний блок завис в воздухе. Дата в ПВУ стоит плохо. Основной блок текста не держится за фотографию.

Переделываю.

Игорь: Фотография все равно неудобной формы, тексту не за что зацепиться. Из-за тени, фотография как будто висит над текстом. Набор модулей таков, что не удается создать достаточный контраст.

Пробую другие варианты.

Останавливаемся на последней. Дорабатываю.

Финальный вариант. Плюс он же с сеткой, выделенными модулями и полями.

Классные плакаты с курса Игорь собирает в отдельный альбом в ВКонтакте.

Курсовая работа

Для курсовой работы переделываем афишу Екатеринбургского театра. Срок — неделя.

Первые подходы:

Сдаю этот вариант:

Игорь: В целом ок, с основной задачей справился. Но

  • фотографии стоят слишком робко, особенно Амур сверху
  • Ноябрь итак крупный, можно не жирнить
  • в блоках слишком много запятых. Можно делить расстоянием или выделением: курсив, цвет
  • премьеры плохо выделены
  • время можно не выделять, это не так важно
  • спектакли 6 и 28 ноября нужно выделить по-другому, сейчас слишком в общей сетке

Пробую:

Сдаю этот:

Игорь: Лучше. Но:

  • иллюстрации спорят по массе
  • верхний модуль должен контрастировать с нижним. Если спектакли все такие строго по сетке, то верхний модуль лучше сделать легким. Избавиться от излишества мелкого текста
  • контакты и цены стоят не пойми как

Исправляю и ищу как лучше разместить блок с контактами.

Финальная версия.

Крутые расписания с других курсов.

Один практический курс заменяет 3 книги. Если думаете, купить пару книжек по типографике и верстке или сходить на курс, выбирайте курс. Следующие курсы Игоря Штанга 6—8 января в Петербурге и 16—18 февраля в Екатеринбурге.

Про самоограничения и плюшевого лося

Я люблю самоограничения. Самоограничение — принцип, по которому действуешь строго определённым образом. 4 года назад мы с Т. придумали, что не будем делать селфи в путешествиях. Хотя делиться фотографиями из поездок все равно приятно. Поэтому решили, что вместо нас будет фотографироваться плюшевый лось из Икеи. С тех пор Федор ездит с нами везде и на фотографиях вместо нас — он.

Тбилиси, Грузия
Зальцбург, Австрия
Прага, Чехия
Мюнхен, Германия
Ирландия
Халльштадт, Австрия
Дублин, Ирландия
Дрезден, Германия
Чердынь, Россия
Краков, Польша
Будапешт, Венгрия
Братислава, Словакия
Армения
Амстердам, Нидерланды
Вена, Австрия
Ранее Ctrl + ↓