Об организации жизни и управлении собой

Позднее Ctrl + ↑

Не планируй впритык, Дима!

В тексте встречается мат. Если вас это оскорбляет, закройте страницу.

Использованы иллюстрации Йозефа Лады к «Похождениям бравого солдата Швейка».

Со мной происходило много неприятных вещей, которые начинались с мысли «Как отлично я все спланировал». Раньше я был доволен собой, когда планировал все кирпичик-к-кирпичику. Мол, какой же молодец, как все точно рассчитал.

Иногда точно рассчитанное планирование приводило к положительным результатам. И каждый такой раз я укреплялся в вере в свою силу планирования. А, когда дело шло не по плану, думал, что просто ошибся и в следующий раз нужно планировать точнее. Из-за таких ошибок я опаздывал на самолет, оставался без денег в чужом городе, выпустил книгу с опечатками и проблемами в верстке.

Дурак ты, Дима!

Когда планируешь впритык, надеешься на идеальный вариант развития событий. Но события развиваются не лучшим образом. Что может пойти не так:

Автобус, который ходит по расписанию, не приехал вовремя. Следующий через 30 минут.

В ресторане не принимают карты, а банкоматов рядом нет.

Собрался в отпуск на неделю. В интернете обещают всю неделю солнечную погоду, поэтому взял с собой только одни штаны. По приезду льет дождь, штаны промокли еще до заезда в квартиру. Завтра не в чем выйти на улицу.

В дороге лопнуло колесо. Пришлось ждать эвакуатор 2 часа.

Так произошло, потому что спланировал впритык: понадеялся, что автобус придет; рассчитываешь, что карты принимают везде и не носишь с собой наличные; понадеялся на метеопрогноз в интернете; не взял запасное колесо. Планирование впритык наказывается страданиями, расходами, лишениями и конфликтами.

Чтобы такого не происходило, нужно закладывать запас прочности:

Планировать приехать на 20 минут раньше и выбирать в расписании более ранний автобус. В аэропорт приезжать за 3 часа.

Брать в поездки на 20% больше денег. Делить по разным валютам. Делить на карточки и наличные.

Не доверять прогнозам погоды. Сверять несколько сайтов. Сверять со средней погодой в городе за несколько лет.

Иметь запасное колесо, запас бензина, запас воды и масла.

Еще лучше полагаться на принцип «ружье всегда заряжено». Это принцип постоянно настороженного отношения к огнестрельному оружию. В планировании означает постоянную предусмотрительность и расчёт на худший сценарий. Худший сценарий всегда нужно брать во внимание. Что делать, если вообще сегодня не попадете на самолет. Если в отпуске у вас украдут деньги и документы. Если машина сломается в дороге, а Билайн «не ловит». Если обещали +25 и солнечно, а всю неделю +10 и льет дождь.

Без запаса будешь страдать, Дима.

Если планируешь впритык в обычной жизни, то перенесешь привычку и в рабочую среду. Это чревато сорванными сроками, обманутыми ожиданиями и испорченными отношениями. Решения те же — закладывать запас времени, расчитывать на худший сценарий, придерживаться принципа «Лучше недообещать, чем переобещать».

Совет Бюро про планирование впритык.
Совет Бюро про принцип «Лучше недообещать, чем переобещать».

Мне казалось, что принцип планирования не впритык я усвоил лет пять назад. Но, каждый раз наступая на эти грабли, в голове проносится шальная мысль —

Дима, сделай уже себе татуировку блять.

Переверстываю сайт по советам Нозика

В среду сходил на Живые советы. Михаил Нозик отвечал на вопросы о вёрстке изданий, сайтов и приложений.

Максим Ильяхов — Три закона критики.

Илья Бирман — Критика — это комплимент.

Показал Михаилу личный сайт и попросил рассказать, как сделать круче. Для начала, чтобы сделать круче, нужно устранить текущие проблемы. Поэтому Михаил критиковал. Критика — это лучшее, что может произойти с дизайном, потому что критика помогает улучшить.

Сейчас сайт выглядит слабенько: вроде аккуратно все, ритм, чередование, от большого к меньшему, но как-то размазано. Неплохо для второй итерации, но надо прибираться. Михаил нашел 21 проблемное место. Рассказываю по порядку по блокам.

  1. Эмодзи создают шум. В целом, в тексте их можно использовать как прием управления внимание. Но использование и эмодзи и ссылок, в сочетании с центральным выравниванием перегружает и мешает восприятию.
  2. Слишком большой межстрочный пробел. Можно легко поджимать.
  3. Не очень приятные болотные цвета на всей странице.
  4. Жирные палки под ссылками подбешивают. Подчеркивать надо аккуратнее.
  5. Не понятно, как связаны иконки с предыдущим текстом. Решение с мультиховером — адовое.
  1. Текст по форме глаголов похож на предыдущий блок. Непонятно «ты все-таки кто». Нужно навести порядок.
  2. Подпись хорошо бы поставить под фото и добавить ссылку.
  1. Заголовок не согласован с другими заголовками на странице.
  2. Фото влазят в интерлиньяж подписей.
  3. Горизонтальный скролл — бее.
  4. Многоуровневая ссылка — бее. Можно убрать ссылку или с автора или с названия.
  5. Подбешивает, что книги разного формата.
  1. Заголовок и пункты списка не согласованы. Типа «сфотографировал проекты» — бред же.
  2. Галерея слева не работает. Не считывается, что она связана с фотографией справа. Люди так не привыкли. Лучше поставить снизу. Еще связи мешает здоровенный разрыв.
  1. Заголовок и подзаголовки не согласованы. Получается «Написал книги», но я их не написал.
  2. Точки используются не последовательно. Где-то пропущено. (вот тут вообще стыдно)
  1. Одинаковое межстрочное между заголовком и подзаголовком, и между подзаголовком и текстом. Не надо так.
  2. Расстояния между пунктами очень большое. Можно поджимать.
  3. Не хватает фотографий. Сейчас это унылое перечисление ссылок. Хочется усилить желание зайти посмотреть.
  4. Месяца оттягивают внимание от городов. Можно попробовать их убрать.
  5. Вот эта штука привлекает слишком много внимания к себе. (на Советах никто так и не понял что это такое).

Постепенно буду делать сайт лучше. Если у вас есть, что добавить, пишите. Буду рад любой критике.

2017  

Выпустил электронное издание книги «Все на улицу!»

В сентябре написал и выпустил книгу «Все на улицу!» — практическое руководство для начинающих стрит-фотографов. Бумажное издание по предзаказу разобрали за две недели.

На этой неделе сделал электронное издание книги. Доступно в форматах EPUB и PDF. Цена — 250 ₽.

http://book.everybodystreet.ru

Скоро напишу каково это — писать и издавать книгу; с какими проблемами столкнулся; как накосячил и какие выводы сделал.

Владислав Головач — Культура дизайна


590₽ за второе расширенное издание, первое издание — бесплатно

Книга о том, почему у одних получается хороший дизайн, а у других — так себе. О влиянии заказчиков на дизайн, о формировании дизайн-культуры, о развитии дизайнеров.

Читается легко и приятно. Материал подан простым языком. Полезна дизайнерам, заказчикам дизайна и потребителям дизайна.

Выписал понравившиеся цитаты и идеи.

О дизайне

Если хорошего дизайна вокруг нас будет больше, наша жизнь будет приятнее — во всяком случае, будет меньше неудовольствия, связанного с предметами и структурами вокруг нас.

Дизайн — это любая работа над артефактом, улучшающая его потребительские и/или продающие свойства больше, чем растут при этом себестоимость, трудозатраты и бюджет

Идея дизайна заключается в том, чтобы сделать лучше, чем было бы без дизайна.

Важная сторона дизайна (да и искусства) — потребитель и его ожидания.

Нужно иметь подходящий процесс дизайна и принятия решения о нём. ‹…› Последние десятилетия концепция правильного процесса дополнилась фиксацией на дизайн-исследованиях, в которых выявляются настоящие проблемы текущих и латентных потребителей.

Хороший дизайн действительно делает жизнь лучше — порой напрямую, порой опосредованно, меняя обстоятельства жизни своего потребителя. Важная роль дизайн-этоса — помогать этому и не допускать дизайна для быдла.

В дизайне всегда будет заметная тенденция к простым, проверенным временем решениям. Если дизайнер их знает и отталкивается от них в своей работе, это следование традиции. Если же знает, но не отталкивается, а использует механистично, это скорее ремесленничество. Например, многие дизайнеры, особенно начинающие, искренне верят не просто в алгоритм, а в незыблемость чужого пророческого алгоритма.

О дизайнерах и заказчиках

Сначала кто-то компетентный должен сделать дизайн этой лампы. Затем его работу должен принять и оплатить компетентный заказчик — а потом произвести и продать компетентному магазину. Наконец, конечный потребитель должен прийти в магазин, компетентно выбрать хорошую лампу и купить её. Уже собралось четыре человека, которые тратят свои время и деньги, — и каждый способен принять неудачное решение. По факту же людей в этой цепочке гораздо больше.

Содержание и подача этой книги основаны на двух предпосылках. Во-первых, дизайнеры влияют на дизайн меньше, чем их заказчики. Во-вторых, не существует истории дизайна, отдельной от истории общества.

Если же дизайнер (или его заказчик) молод и просто физически не успел увидеть и почувствовать многое, живёт в некрасивом районе некрасивой страны без развитого искусства жить и вдобавок обслуживает своих заказчиков сугубо конъюнктурно (т. е. как прикажут, так и сделаю) — у него, скорее всего, сработают все эти факторы. Единственное, что может при этом получаться, — слабый дизайн без ясной цели, технологически отсталый, стилистически неполноценный. Многие, конечно, преодолевают это со временем. Активное же развитие своей культуры дизайна и дизайн-этоса — надёжный способ это время сократить

О культуре дизайна

Культуре дизайна нельзя научить. Она не может быть формально описана и переработана в учебный план. Единственный простой способ её приобрести — впитать её осмосом

В Вероне стыдно строить плохо, а в Воронеже — senza problemi.

День в Венеции даёт больше тренировки чувства прекрасного, чем год срочной службы.

Развитие культуры дизайна — долгий путь развития себя. При этом самый простой способ — насмотреться красивых картинок — не особо действенен, хотя и важен.

Нужно понимать историю вопроса, чтобы понимать, зачем был сделан такой дизайн и почему он оказался успешным.

О развитии дизайнеров и дизайна

Статистически наиболее вероятно, что он [дизайнер] является обывателем, т. е. не имеет никакого собственного этоса и повторяет то, чему научился в детстве, или следует давлению окружающих (т. е. дизайнерской моде).

Единственный надёжный способ для обывателя стать святым или злодеем — всё время быть открытым новому и делать всё возможное, чтобы в его жизни было больше травматических переживаний. В случае дизайна такими переживаниями являются переживания эстетические (Вот это красотища! Почему я так не делаю?) и ценностные (Зачем я продолжаю это делать?).

Быстро изменить качество дизайна целой организации (т. е. сообщества людей) можно только сверху, только революционными преобразованиями.

Быстрое изменение качества дизайна (т. е. этоса) может быть достигнуто только безжалостным увольнением всех неспособных и наймом взамен только способных.

О видах дизайна

Существует целых три разных вида дизайна, различающихся своими основными проектными целями:

Дизайн, чтобы богаче, делает артефакт как можно более ценным.

Его противоположность, дизайн, чтобы дешевле, делает артефакт максимально общедоступным (обычно — дешёвым) для всех людей и ситуаций.

Дизайн, чтобы лучше, делает артефакт лучше работающим или вообще возможным. Большинство дизайнеров этого вида считают себя не дизайнерами, а предпринимателями, инженерами или изобретателями, но это не мешает им делать дизайн или влиять на оба других вида дизайна.

В следующий раз, когда прочтёте о том, что некий миллиардер носит часы за 30$, не верьте в его демократичность и простоту — это всего лишь значит, что он достиг уровня известности/влиятельности, при котором он уже может перестать оскорблять свою жадность ношением дурацких часов.

В стране, 70 лет жившей почти без дизайна и тем более без дизайна, чтобы богаче, создать что-то действительно богатое затруднительно.

Изобретательство и технологии, не являясь формально дизайном, перманентно опыляют оба других вида дизайна — дизайн, чтобы богаче, и дизайн, чтобы дешевле. Без них историю дизайна, особенно в последние полтора столетия, просто невозможно понять.

С учётом этой классификации можно уточнить базовый вопрос в работе дизайнера Хороший или плохой дизайн у меня получился, и как можно сделать ещё лучше?:

Дизайн уже достаточно дорогой, и как я могу сделать ещё богаче?

Можно ли сделать дизайн ещё дешевле/доступнее?

Достаточно ли структурно мой дизайн лучше того, что уже есть? Могу ли я улучшить не просто решение, а изменить саму постановку задачи

О дизайн-тенденциях

Актуальность в дизайне не равна следованию локальной моде. Скорее, актуальность определяется способностью дизайнера наследовать глобальные тенденции и выработанную культуру — и противоречить ей, когда это нужно, а не когда само получилось.

Сразу после того как нечто становится возможным, оно становится хорошим, модным и актуальным — а затем неминуемо плохим, затёртым и пошлым. После этого начинается маятник, т. е. возвращение этого нечто в актуальность с примерно одной и той же периодичностью, пусть и с затуханием. За первым сильным импульсом следует сильная противофаза (что видно на примере тех же кухонных комбайнов), затем с каждым колебанием маятника амплитуда между ненавистью и любовью сокращается. При этом эффект маятника ярок, только если начальный импульс был очень сильным или возник недавно. В любом случае рано или поздно явление становится привычным и качание маятника прекращается.

Плоский дизайн в интерфейсах хорош не потому, что он плоский, и не потому, что он хороший, а потому, что дизайн интерфейсов был неплоским слишком долго. Как только пройдёт достаточно времени, он перестанет быть хорошим. В этом смысле гораздо продуктивнее думать не о том, какой дизайн хорош, а о том, какой дизайн хорош сейчас и будет хорош ещё хотя бы пару лет.

Очень полезно, сталкиваясь с тем, что нам не нравится, пусть и навешивать ярлык, но также пытаться ответить на вопрос «Почему другим это нравится?». В самом деле, кто-то ведь потратил время и силы на то, чтобы создать и донести до нас артефакт или явление, которое нам так не нравится, — а значит, скорее всего, есть какая-то причина. Опознав её, вы опознаете тенденцию или фактор, которые — возможно — сможете как-то использовать.

2017   книги

Представляю себя стариком, чтобы меньше прокрастинировать

Читаю книгу Криса Бэйли «Мой продуктивный год». В одной из глав о прокрастинации Крис пишет:

Чем больше вы воспринимаете себя в будущем как кого-то постороннего или чужого, тем выше вероятность, что вы будете стремиться переложить на этого незнакомца побольше дел и склоняться к прокрастинации.

Об этом исследовании на русском на сайте Harvard Business Review.

На эту тему провели исследование в Калифорнийском университете. Выяснили, что под МРТ мозг одинаково реагировал, когда участник эксперимента думал о каком-то постороннем человеке и когда думал о себе в старости. И соответственно по-разному реагировал, когда участник думал о себе настоящем и о себе в будущем.

Прочитал и осознал, что чувствую мало эмоциональной связи со своим будущим «я». Даже если понимаю на базовом уровне, что через месяц я буду точно таким же собой, я рассматриваю будущего себя как совершенно другого человека. Этот человек кажется менее усталым, менее занятым, более целеустремленным и дисциплинированным. Поэтому, когда откладываю дела, мне не кажется, что совершаю плохой поступок.

Однако, будущая версия меня имеет со мной сегодняшним много общего. Это не посторонний человек. От моих сегодняшних действий зависит его благополучие. Если я откладываю дело сейчас, я перекладываю его на будущего себя. Вряд ли будущий «я» этому рад.

Ещё раз. Так происходит потому, что мы не чувствуем эмоциональной связи с будущими «я».

В другом исследовании студенты прошли через симулятор, который показывал как они будут выглядеть к моменту выхода на пенсию. Затем их попросили разделить 1000 $ между собой сейчас и собой будущим. Те, кто прошли симулятор, отдавали себе будущему в два раза больше средств, чем те, кто не имел такой возможности. Исследование показало, что визуализация своего будущего состояния укрепляет эмоциональную связь.

Если говорить о прокрастинации, то, чем лучшем у нас эмоциональная связь с будущим «я», тем меньше мы откладываем дела на потом. Для укрепления такой связи Крис в книге рекомендует сделать фотографию «себя на пенсии». Воспользоваться любым сервисом, который трансформирует вас в старика. Фотографию «старого я» повесить над рабочим компьютером.

Воспользовался приложением AgingBooth.

Этот прием помогает ежедневно осознавать: мое будущее благополучие зависит от моих сегодняшних действий, не нужно усложнять себе жизнь. В долгосрочной перспективе это поможет стать счастливее.

Лайфлист

Фрагмент картины Кобаяши Икухиде «Детские Игры». Из коллекции музея Ван Гога.

Последовав примеру Сергея Капличного, составил список дел, которые хочу совершить в жизни. У Сергея их 100, у меня пока меньше, поэтому буду дополнять.

По большей части, список состоит из простых дел, хоть завтра приступай. В этом и проблема. «Хоть завтра приступай» — первая причина завтра не приступить. Из-за этого крутые впечатления откладываются. Не надо так.

У меня есть свойство — я люблю завершать списки. Пока список не завершен, у меня дергается глаз, покалывает в пятке, давит в груди. Организму физически хочется «закрыть гештальт».

Кстати. Я использую выражение «закрыть гештальт» в значении «закрыть незаконченное дело». Это выражение стало модным и используется неправильно. Я тоже использую неправильно. А как правильно рассказывает Мел.

Чтобы было проще выполнять, добавил в лайфлист несколько пунктов, которыми уже горжусь.

  1. Посетить все части света (без Антарктиды)
  2. Побывать в Японии
  3. Совершить путешествие по США
  4. Получить права категории А
  5. Проехать по Европе на мотоцикле
  6. Побывать на концерте великой группы
  7. Побыть донором крови
  8. Сделать вторую тату (первая простая — в виде ноты на левой руке)
  9. Научиться медитировать (медитировать не меньше 10 минут в день в течении месяца)
  10. Побывать на матче МЮ в Англии
  11. Прожить месяц в другой стране
  12. Просыпаться неделю в пять утра (ложиться в девять. А как иначе)
  13. Прокатиться на лошади
  14. Прожить месяц без интернета
  15. Научиться рисовать (нарисовать картину маслом)
  16. ✓ Месяц не пить алкоголь ( Выполнено )
  17. Полетать на вертолете
  18. Молчать 48 часов
  19. Прокатиться автостопом
  20. ✓ Выучить новый язык ( выучил токипону )
  21. ✓ Прыгнуть с парашютом (прыгал дважды с Д-6)
  22. ✓ Прыгнуть с моста с тарзанкой (прыгал с 40-метрового моста)
  23. ✓ Пройти кастинг в сериал (проходил в «Реальные пацаны». Не прошел, конечно)
  24. Сняться в кино
  25. ✓ Побывать за кулисами спектакля (был, когда работал в оперном театре)
  26. ✓ Написать книгу ( написал )
  27. ✓ Устроить выставку своих фотографий
  28. Пройти курс по каллиграфии и шрифтам
  29. ✓ Сварить пиво (в год варю по 60 литров)
  30. Приготовить домашнее вино
  31. Приготовить домашние шоколадные конфеты
  32. ✓ Постричься налысо ( не понравилось )
  33. ✓ Сделать мебель своими руками ( собрали диван и столик из паллет )
  34. Научиться играть на укулеле
  35. Закончить обучение игре на ударных (начинал и бросил)
  36. Написать записку, засунуть в бутылку и выпустить в открытое море
  37. ✓ Увидеть океан ( видел в Ирландии )
  38. Сходить на однодневные кулинарные курсы
  39. Сходить на дегустацию виски
  40. Полетать на воздушном шаре
  41. Посадить дерево
  42. Увидеть северное сияние
  43. Посетить буддистский храм
  44. Завести собаку
  45. Прокатиться на старом паровозе
  46. Переночевать в капсюльном отеле
  47. ✓ Прокатиться на детской железной дороге
2017   списки

Что читать о дизайне, редактуре и управлении собой

Собрал большой список блогов, тг-каналов и рассылок, которые я читаю и на которые подписан. Выбрал, на мой взгляд, самые крутые и полезные и делюсь ими.

Дизайн

Советы Бюро.

Блог Сергея Стеблина. Уроки и хинты по «Иллюстратору» и «Индизайну».

Телеграм-канал «Не знал Ai».

Телеграм-канал «Не знал Indd».

Ворчание ягнят. Проект о том, что бесит в интерфейсах. + канал в телеграме.

Блог Антона Жиянова. О продуктоводстве, дизайне, здравом смысле и разработке софта. + канал в телеграме.

Рассылка «Интерфейсы без шелухи». Лучшее о дизайне продуктов и интерфейсов.

Рассылка «Дизайн интерфейсов для нормальных людей».

Блог Игоря Адаменко. О дизайне интерфейсов.

Блог Павла Моисеенко. О дизайне интерфейсов и сайтов.

Блог Игоря Штанга. О типографике и верстке.

Блог Ильи Бирмана. + канал в телеграме.

Блог Кирилла Беляева. О дизайнерском росте, подаче информации, интерфейсах, ведении проектов и жизненной среде.

Блог Тани Бибиковой. О визуализации данных.

Блог Евгения Арутюнова.

Блог Александра Караваева. О дизайне транспортных схем.

Телеграм-канал «Мильчин-канал». Выдержки из «Справочника издателя и автора» Аркадия Мильчина и Людмилы Чельцовой.

Блог Саши Бизикова. + Телеграм-канал.

Редактура

Блог Максима Ильяхова.

Базовый курс Главреда.

Продвинуты курс Главреда.

Курс для редакторов о переговорах и отношениях с клиентом.

Дизайн текста для редактора.

Телеграм-канал «Ильяховщина».

Телеграм-канал Главреда.

Блог Артур Белостоцкого.

Блог Ян Хацкевича.

Блог Люды Сарычевой. + Телеграм-канал.

Блог Ники Троицкой. О редактуре для застройщиков.

Блог Вячеслава Демиша.

Управление собой, командой, временем

ФФФ-блог. ФФФ от fix time, fix budget, flex scope — устройство мозгов и система работы, которая помогает запускать проекты в срок и не идти на компромиссы с качеством.

Курс о внимании к себе и времени.

Курс о долговременных начинаниях. Как не бросать проекты на длинной дистанции и получать удовольствие.

Блог Макса Черепицы. О селф-менеджменте.

Блог Максима Дорофеева. О прокрастинации.

Курс «Аджайл для новичков».

Телеграм-канал «Разумная внимательность». О внимании и медитации

Блог Всеволода Устинова.

Блог Сергея Шабалина.

Блог Сергея Капличного.

Интересные люди, которые живут интересной жизнью и делятся полезными ссылками

Блог Сергея Короля. + Телеграм-канал

Рассылка Сергея Короля.

Рассылка Макса Черепицы.

Рассылка Наты Покровской.

Телеграм-канал «Живые советы». Текстовые трансляции с Живых Советов из Коворкафе.

# Про результат

Несколько мыслей про результат. Они не связаны между собой, поэтому заголовок у поста условный. Под результатом имею ввиду конечный продукт какой-либо деятельности. Звучит абстрактно, дальше из примеров будет понятно. Погнали, Димон, запрягай коней.

Доводить результат до завершения

Профессионализм специалистов оценивают не по знаниям, а по результатам, которые они показывают. То есть по тому, как они применяют знания. Можно пройти 10 курсов по шрифтам и каллиграфии, но не уметь делать шрифты и не отличать хорошую кириллицу от плохой. Можно пройти 1 курс и всему научиться. Но в обоих случаях никто не узнает о ваших умениях, если нечего показать. Работает правило: Научился — сделай.

Прошел онлайн-курсы по html/css — сверстай сайт;

Прошел курсы по Яндекс Директу — запусти рекламную кампанию любого сайта;

Сходил на курсы летеринга — нарисуй плакат, повесь на стену;

Учишься три года игре на ударных — сходи в студию, запиши демку.

Мало кому интересно, где вы учились. Чаще всего это ни о чем не говорит. Важно чему вы научились и как применяете новые навыки в жизни. Каноническое правило: Вы интересны ровно настолько, насколько вы полезны. Потому что

Важен результат

Материализовывать результат

Моя гипотеза: физические вещи ценнее виртуальных. Все, что делается в интернете, остается в интернете и быстро потеряется в лентах соцсетей. Пост в блоге, фотография в Инстаграме, запись на Фейсбуке: если вы не топ-блогер, все это забудется за следующий день после выхода.

Но если интеллектуальный труд материализовать, он останется навсегда. Останется даже после смерти. Поэтому любые ценные материалы нужно превращать в физический результат.

Ведешь образовательный блог — напиши книгу;

Фотографируешь — напечатай фотографии, сделай выставку, сделай фотокнигу;

Снимаешь видео — выпусти короткометражку;

Рисуешь иллюстрации — сделай принты на футболки/кружки/магниты/открытки;

Заведи семейный фотоальбом. Через 20 лет дети скажут спасибо.

Попробуйте найти свои фотографии 2004—2008 годов. Тогда уже отказались от пленки и массово переходили на цифровые фотографии. Мои фотографии того времени остались на жестком диске, который сейчас не запускается.

Физический результат можно продать, подарить, оставить в наследство. Физический результат — это память о вас на долгие годы.

Материальное ценнее виртуального

Контролировать результат

Илья Бирман про летающий асфальтоукладчик

Видео, 19 мин

Каким результат будет в финале, таким его и запомнят, так вас по нему и оценят. Представим, что дизайнер нарисовал красивый макет сайта, согласовал его с заказчиком, получил оплату и доволен. Потом заказчик отдал макет программистам. А программисты не смогли его реализовать, потому что там ОГОНЬ-КОСМОС-ДЫМИЗУШЕЙ. Не смогли так, запустили как смогли.

С точки зрения дизайнера программисты сделали лажу. И сколько бы дизайнер не доказывал, какой красивый макет он нарисовал, результат его работы — стремный сайт. Работа дизайнера обесценилась. Вышло так, потому что макеты — не результат. Их нарисовали и выбросили. А результат — это сайт, установленный на домене, или книга, лежащая на столе. Результат — это всегда пуск продукта.

Представьте, что вы делаете ремонт в квартире. От вашего контроля за рабочими зависит, как они покрасят стены, как соберут мебель, как уложат паркет. Если проконтролируете плохо, то маме будете рассказывать «я придумал хорошо, а сделали плохо».

Вникайте в производство полностью, контролируйте результат до конца. Например, в Бюро применяют дизайнерское управление разработкой, а IT-Agency внедрило комплексный подход к интернет-маркетингу.

Результат — это пуск

    Запомнить

  • Доводить любое начинание до завершения. Научился — сделай.
  • Материализовать все, что считаешь ценным результатом деятельности и жизни. Материальное ценнее виртуального.
  • Если конечный результат работы зависит не только от вас, полностью погружаться в процесс, контролировать все. Промежуточные результаты не имеют значения.

Не собираю марки

Обожаю бумажную почту. Ожидание письма или открытки похоже на ожидание проявки пленки. Тактильность, выброс эндорфинов, маленькие удовольствия.

Я участвую в посткроссинге. Посткроссинг — это сервис для обмена открытками с незнакомцами со всего мира. Регистрируешься и отправляешь открытку, в ответ получишь другую. И никогда не знаешь от кого и что получишь. Ну не прелесть ли. Также всегда присылаю себе открытки из путешествий и командировок.

Таким образом у меня собралась небольшая подборка марок. Я их не коллекционирую специально, но люблю рассматривать. Это как коллекция обложек муз. альбомов, афиш фильмов, плакатов или гравюр. Смотрите сами.

Австрия

Белоруссия

Бельгия

Болгария

Германия

Грузия

Ирландия

Казахстан

Китай

Латвия

Литва

Малайзия

Нидерланды

Новая Зеландия

Польша

Португалия

США

Украина

Филлипины

Финляндия

Франция

Чехия

Черногория

Япония

Особенно нравятся финские за дерзость, некоторые китайские и японская.

Если вы читаете этот пост не в России, пришлите мне открытку. Если собираетесь в отпуск, пришлите мне оттуда открытку. Если у вас дома лежат открытки без дела, пришлите их мне. Буду очень рад.

ул. Холмогорская, 4в—425, Пермь, 614083

Напишите в комментариях ваш адрес и я пришлю вам открытку из ближайшей поездки. Присылайте в комментарии классные марки, которые у вас есть.

Виктор Папанек — Дизайн для реального мира

Книга известного американского дизайнера и педагога о задачах и роли дизайнера в современном мире, об этике дизайна, о новых принципах и методах проектирования, о дизайне как универсальном виде человеческой деятельности, интегрирующем в себе самые разные знания, а также о новой системе подготовки дизайнеров.

Выписал цитаты, которые наиболее отражают идеи книги.

О дизайне и дизайнерах

Конечно, существуют и более вредные профессии, нежели промышленный дизайн, но их совсем немного. И, возможно, лишь одна профессия превосходит его по степени надувательства — рекламный дизайн. Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным.

Самое лучшее, что могут сделать архитекторы, промышленные дизайнеры, проектировщики для нашей среды обитания, которая обезображена визуально, физически и химически, — это перестать работать вообще. Ведь дизайнеры, по крайней мере частично, но тоже ответственны за эти безобразия.

Дизайн — это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка.

Дизайн — это деятельность по решению проблемы, которая никогда по определению не может быть единственно правильно решена: в результате всегда получается бесконечное число решений, некоторые из них «более правильные», а некоторые «менее правильные». «Правильность» будет зависеть от значения, которое мы вложим в процесс.

Основная задача дизайна — трансформировать среду обитания человека, его орудия и, опосредованно, самого человека.

Часто дизайнер оказывается единственным, кто может разговаривать на разных профессиональных языках; его подготовка позволяет ему взять на себя роль «переводчика» в команде.

Между Australopithecus africanus и современным дизайнером, возможно, и не такая большая разница, как можно полагать или надеяться.

Если же, напротив, люди почувствуют себя более защищенными, им станет более комфортно, если они захотят покупать, станут более трудоспособными или более счастливыми, это означает успех дизайнера.

Важнейшей способностью дизайнера является его умение осознавать, выявлять, определять и решать проблемы. На мой взгляд, в дизайне главное — это чувствовать смысл проблем, быть их «первооткрывателем» и уметь обозначить проблемы, которые еще не осознаны, не выявлены, и придумать, как их решать. Количество и сложность таких проблем возросли настолько, что нужно постоянно находить все новые и все лучшие решения.

Об ответственности дизайнера

С появлением новых приемов и нескончаемого перечня новых материалов художник, ремесленник и дизайнер теперь стали страдать от тирании абсолютного выбора. Когда все становится возможным, когда нет никаких ограничений, дизайн и искусство могут легко превратиться в непрекращающийся поиск новизны до тех пор, пока новизна-ради-новизны не станет единственной целью.

Хороший дизайн — это добросовестное использование материалов, без стремления выдать материал за то, чем он не является. Материалы и инструменты должны использоваться оптимальным образом: никогда не следует применять один материал, если с помощью другого можно выполнить работу с меньшими затратами и/или более эффективно.

Дизайнер несет ответственность за то, как те товары, которые он проектирует, принимаются на рынке. Однако этот взгляд слишком узок и ограничен. Ответственность дизайнера должна быть гораздо большей. Она должна определяться его общественной и нравственной позицией задолго до того, как он приступит к работе, ведь именно дизайнер принимает решение, причем априори: заслуживает ли товар, которым его просят заняться, внимания вообще. Другими словами, окажется ли его дизайн на стороне общественного блага или нет.

Дизайнер-разработчик несет долю ответственности практически за всю продукцию, следовательно, практически за все наши ошибки, причинившие ущерб окружающей среде. Он несет ответственность за плохой дизайн или за халатность, когда нецелесообразно расходует свои творческие способности, «не вовлечен в работу» или «выполняет задачу кое-как».

Дизайн — самое совершенное орудие, которое на сегодняшний день есть у человека для придания формы его продукции, окружающей его среде и в более широком смысле — ему самому. Дизайнер должен анализировать прошлое, а также предсказуемые будущие последствия своих действий.

Любой дизайн — это своего рода воспитание. Дизайнер пытается воспитать своего клиента-производителя и людей на рынке.

Мы, дизайнеры, ответственны за то, чтобы молодые нации не повторили наших ошибок и не стали использовать талант дизайнера для эгоистического ублажения богатых и прибыли промышленников.

Об общественном благе

Будучи дизайнерами, мы можем платить, отдавая десять процентов нашего урожая идей и талантов семидесяти пяти процентам человечества, живущим в нужде. Даже самые преуспевающие дизайнеры могут позволить себе отдавать десятую часть своего времени. Неважно, какова конкретная ситуация: четыре часа из сорока, один рабочий день из десяти или, в идеале, каждый десятый год, который можно как жертвоприношение отводить на дизайн для многих вместо дизайна для денег.

Самый простой, самый распространенный и, вероятно, наиболее устаревший образ действий дизайнера — сидеть в своем офисе в Нью-Йорке, Лондоне или Стокгольме и проектировать вещи, которые будут производить, скажем, в Танзании.

Чуть более эффективный способ участия дизайнера — проводить некоторое время в развивающейся стране и заниматься дизайном, действительно приспособленным к потребностям местного населения. <...> Мы не можем сидеть в плюшевых офисах в Нью-Йорке или Стокгольме и думать, как обустроить жизнь в этих странах.

В идеале (относительно теперешнего положения дел) дизайнер должен переехать в страну и заниматься всеми вышеописанными делами. Но, кроме того, он обязан также готовить дизайнеров, которые смогут сами обучать дизайну.

Как неоднократно отмечалось в данной книге, дизайн не заботится о самых широких слоях населения. <...> Большинство дизайнерских бюро все еще считают, что их идеальный клиент находится в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет, имеет средний доход, активен, ростом ровно шесть футов и весит ровно 175 фунтов. Между прочим, сегодня в США больше пожилых людей, чем когда-либо прежде.

Есть еще много групп населения, которые мы выделили и назвали обездоленными, неполноценными или отсталыми. Необходимо исследовать их умения, навыки и придумать для них занятия. Снова повторяю: в каждом случае члены этих групп должны входить в дизайнерский коллектив.

О поиске решений

Список того, что препятствует нам находить новые решения задач:

  • Блокировки восприятия
  • Эмоциональные блокировки
  • Ассоциативные блокировки
  • Культурные блокировки
  • Профессиональные блокировки
  • Интеллектуальные блокировки
  • Блокировки, связанные с окружением

Наша обязанность — разработать методы, помогающие избавиться от этих блокировок. Составить их полный перечень достаточно трудно, так как разные методы во многом пересекаются, я приведу восемь из них:

  • Мозговой штурм
  • Синектика
  • Морфологический анализ
  • Подвижные столбики»
  • Бисоциация
  • Трисоциация
  • Бионика и биомеханика
  • Пробуждение новых способов мышления

Кестлер дал превосходные рабочие определения творческого акта: «творческий акт заключается в комбинировании ранее не связанных структур таким образом, что возникающее в результате целое оказывается больше, чем сумма его частей».

Одна из крупных проблем заключается в том, что «новизна» часто предполагает эксперимент, а эксперимент предполагает возможный провал. В нашей ориентированной на успех культуре возможность провала, этой неизбежной составляющей эксперимента, мешает новаторскому мышлению.

Надо внушить дизайнеру волю к эксперименту, но одновременно и чувство ответственности за неудачи. К сожалению, чувство ответственности редко сочетается с атмосферой творческого риска.

О пользе и потребностях

Таким образом, я ставлю под сомнение популярное в настоящее время направление дизайна — «делать вещи сексуальнее» (что на дизайнерском жаргоне означает: сделать вещь привлекательнее для потенциальных потребителей). В мире, где дизайн еще не коснулся основных реальных потребностей людей это бессмысленно. В наш век, когда освоены различные аспекты формы, давно пора вернуться к ее содержанию.

Промышленный дизайн и дизайн окружающей среды тоже могут быть выражены только через свои функции в терминах отношений: отношений между возможностями и запросами человека.

Промышленный дизайн отличается от родственных ему архитектурного и инженерного искусства. В то время как архитекторы и инженеры обычно решают имеющиеся проблемы, промышленных дизайнеров часто нанимают, чтобы они предлагали новые проблемы.

Основная идея данной книги — дизайн для человеческих потребностей, а не желаний.

Удовлетворение потребности в орудиях, жилище пригодном для дыхания воздухе и пригодной для питья воде — это не только область работы и ответственности промышленного дизайнера, но и вопросы, важные сами по себе.

Сегодня множество предметов повседневного пользования производится по утилитарному и эстетическому стандарту, часто совершенно не связанному с нуждами потребителя. Но если нужно, чтобы эти предметы показались привлекательными, за дело берется Мэдисон-авеню.

Дизайнер, в действительности часто способен в своей работе сыграть большую роль, чем он сам обычно думает. А высокое качество, новые концепции и понимание пределов массового «производства могут определить основы дизайна для большинства людей в мире, а не для сравнительно небольшого рынка внутри страны. Дизайн для человеческих потребностей, а не для желаний или искусственно созданных желаний — единственно перспективное направление сегодня.

Основная задача нашего общества заключается уже не в производстве товаров. Делая выбор, мы должны теперь задаваться вопросом „насколько полезно?“, а не просто „сколько?“.

Об интегрированном дизайне и специализации

Противоречие между рабочим механизмом (который из-за высокой стоимости изготовления инструментов и пресс-форм остается неизменным) и легко изменяемым внешним видом изделия привело к дальнейшей специализации в дизайне и эстетизации внешних форм. Дизайнеры „поверхностей“ (детройтские стилисты) презрительно не замечают дизайнеров „внутренностей“ (инженеров и ученых); форма и функция оказываются искусственно разъединенными. Но ни живое существо, ни предмет, не могут просуществовать долго, если их кожа и внутренние органы существуют независимо друг от друга.

Интегрированный дизайн, дизайн в целом, требует специалистов, способных всеобъемлюще воспринимать процесс проектирования. Увы, дизайнеров такого уровня пока не выпускает ни одна школа.

Интегрированный дизайн — не набор навыков, техник или правил; он должен восприниматься как серия функций, действующих одновременно, а не в линейной последовательности.

Интегрированный дизайн должен рассматривать проблему в ее социальном и историческом контексте.

Интегрированный дизайн должен учитывать социальные группы, классы и общество.

Специализация — путь к вымиранию.

Подведение итогов

Дизайн — основа всей деятельности человека. Планирование и формирование любого действия в соответствии с поставленной целью составляет суть дизайна. Любая попытка выделить дизайн, сделать его вещью в себе срабатывает против присущего ему значения первичной базовой матрицы жизни.

Интегрированный дизайн всеобъемлющ; он старается учесть все факторы и детали, необходимые для того, чтобы принять решения. Интегрированный, всеобъемлющий дизайн прогностичен. Он стремится рассматривать реальные факты и тенденции и постоянно экстраполировать, а также интерполировать информацию из будущего, которое он конструирует.

Интегрированный, всеобъемлющий, прогностичный дизайн — это процесс планирования и формирования, который непрерывно идет на стыке между различными дисциплинами. Именно на стыке разных техник и дисциплин делается большинство открытий и возникает большинство новых начинаний.

Дизайн, чтобы быть экологически ответственным и социально отзывчивым, должен быть революционным и радикальным в самом прямом смысле. Он должен следовать природному принципу наименьшего усилия, другими словами, создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария или добиваться максимальных результатов минимальными средствами. Это означает: потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов.

2017   книги
Ранее Ctrl + ↓