Образ Перми глазами жителей

Kevin Linch, The Image of the City, MIT press, 1964

В СССР издана в 1982 году. Прочитать и скачать можно на glazychev.ru.

Прочитал книгу Кевина Линча «Образ города». Он описывает элементы городского окружения, которые формируют для каждого индивидуальный образ города. Из индивидуальных образов формируется общественный образ.

Элементы города

В результате исследований Линч выявил 5 элементов города, из которых строится образ: пути, границы, районы, узлы и ориентиры.

Пути — это коммуникации, вдоль которых люди периодически или постоянно передвигаются. Это улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы.

Границы — элементы окружения, которые люди не используют в качестве путей и не рассматривают их в этом качестве. Это труднопреодолимые барьеры между районами: берега, железные дороги, края жилых районов, стены, заборы.

Одни и те же элементы для разных людей играют разную роль. Для тех, кто ездит на работу на электричке, железная дорога — путь. А для тех, кому нужно переходит ж/д пути по дороге к дому, железная дорога — граница.

Районы — это части города, средние по величине и представимые как двухмерная протяженность, в которую наблюдатель мысленно входит «изнутри». Они обладают каким-то общим, распознаваемым характером. Большинство людей упорядочивает свой город по районам с большей или меньшей чёткостью.

Вопрос о том, пути или районы являются доминантными элементами, решается индивидуально. Это зависит не только от личности, но и от характера каждого города.

Узлы — это соединительные звенья, места разрыва транспортных коммуникаций, перекрёстки или слияния путей, моменты скачкообразного перехода из одной структуры в другую. Перекрестки, развилки, площади.

Ориентиры — точечные элементы, достаточно просто определяемые материальные объекты: здание, знак, фасад, витрина, гора, бар.

По приведенным в книге методикам принято рисовать ментальные карты. Ментальная карта — это рисунок местности, выполненный информантом по просьбе исследователя. По Линчу ментальные карты — инструмент, который помогает сделать город удобнее, понятнее и красивее.

Образ Перми

Мне стало интересно, как пермяки видят Пермь. Я опросил близких, друзей и знакомых. Попросил за 5—7 минут нарисовать город таким, как они его помнят или представляют. 25 человек — от 18 до 55 лет, владельцы автомобилей и пешеходы, не живущие вообще в Перми и живущие 55 лет. Понимаю, что выборка в 25 человек не репрезентативная, но достаточно показательная.

Я выписал все объекты, которые встречаются на картах. Затем посчитал, сколько раз встречается каждый объект, и выразил в процентах.

Всего 141 объект.

По результатам составил обобщенный образ.

Объекты, встречающиеся 1—2 раза, исключил.

Наблюдения

Как видно, в среднем Пермь воспринимается пятнами из районов и небольшой сеткой улиц в центре. Основные элементы, которые помнят все — река и мост через реку. Далее я изложу свои наблюдения, которые показались мне интересными.

1

Основные запоминающиеся пути — ул. Ленина и Комсомольский пр. Вблизи них находятся основные достопримечательности города. Здесь течет культурная жизнь, рядом основные торговые центры, университеты, театры и кинотеатры.

2

Те, кто часто пользуются картой города, либо изучали город по бумажным картам, представляют город наклоненным относительно оси Запад-Восток. Например, люди старшего поколения. Те же, кто вместо карты используют навигаторы или мобильные приложения, представляют город относительно пути своего основного движения.

Так я ожидал, что карты будут похожи на Пермь, к которой привык я. Но мои ожидания не оправдались.

Карты Пермь 1897, 1908, 1914, 1938, 1988, годов. Примерно такой результат я ожидал.

3

Жители правого берега видят Пермь вверх головой, как австралийцы мир (но это не точно).

В принципе, когда Кама не на севере, я не узнаю город с первого взгляда.

4

Старые названия предпочитают новым. ПГУ вместо ПГНИУ, Драмтеатр вместо Театр-Театр, Коммунистическая вместо Петропавловская.

5

Железная дорога, малые реки и лога не являются частью образа Перми.

6

Помимо общественно значимых мест, образ города строится из индивидуальных — бары, улицы и достопримечательности, имеющие персональное значение. 60 % объектов встречаются 1 или 2 раза.

7

Прямоугольные кварталы центра Перми — сильный запоминающийся образ. Но порядок улиц плохо запоминается и сами улицы мало отличаются. Улицы не имеют четких ориентиров начала и конца.

8

Тихий Компрос не считывается продолжением Компроса. Компрос переходит в Героев Хасана. При этом Тихий Компрос не упоминается никем.

Мне давно кажется, что Тихий Компрос нужно переименовать в отдельную улицу. Он ни визуально ни ассоциативно не связан с основным проспектом. Компрос — широкий магистральный путь с активным движением, множеством магазинов и ориентиров на всем пути, яркими образами начала и конца (галерея и площадь/башня). Тихий же — бульварный путь для прогулок, озелененный и спокойный.

9

В большинстве случаев не считывается образ Перми, как протяженного с запада на восток города.

10

Предположительно, возраст, место проживания и социальный статус влияют на образ города. Но из приведенной выборки нельзя сделать каких-либо выводов. Если вы хотите помочь сделать более глубокий анализ на бóльшей выборке, напишите мне.

Если вы видите другие закономерности, напишите мне.

Кевин Линч в книге приводит факторы, которые влияют на запоминаемость каждого элемента. Так для путей это извилистость, цвета фасадов, архитектурные особенности, степень озеленения и т. д. Для районов — четкие границы, запоминающаяся форма, тип застройки, характеристика обитателей, рельеф и т. д. Если вам интересно продолжить со мной исследование Перми в этом ключе, напишите мне. Например, мне интересно в ходе интервью проверить гипотезы почему Компрос лучше запоминается, чем соседняя Куйбышева, а Сибирская лучше, чем соседняя 25 октября.

Если знаете подобные исследования про другие города, напишите мне. Вот, например, про Москву.

Поделиться
Отправить
Запинить
3 комментария
Комаров Иван

Круто! Особенно мне интересен тот факт, что у Перми нет образа протяженного города с запада на восток, хотя считается, что Пермь один из самых протяженных городов.
Мое видение города полностью совпадает с картой отображенной на первой схеме

Дмитрий Кучев

А может я ошибся, не знаю. Может это искажение формата. Все начинают рисовать от центра, а потом расставляют Закамск и Гайву по углам. То есть самые дальние районы есть в восприятии, но соотнести их сразу в масштабе не получается. Может так.

Комаров Сергей
  1. Дальние углы — Гайва, Закамск, Крохоля — они и есть «дальние углы» (даже если мы там живем).
  2. Интересно: что, если карта перевернута относительно привычной ориентации (север где-то «вверху»), то трудно ориентироваться.
  3. Масштаб, действительно, не просматривается, потому что из сознания пропадают «места», которые не имеют смысла («привязки»). Например, я еду в Закамск по старой дороге. Конечно, я отмечаю про себя: вот «Пролетарка», «Железнодорожный», «Водники», но ничего между ними для меня нет — не потому что там вообще ничего нет, а потому, что для меня с этими местами ничего не связано: просто «пустые места». Поэтому на одном из выложенных рисунков город состоит из конгромерата локаций, между которыми ничего нет. Но это почти и в правду так!
Дмитрий Кучев

п.2 — а просто есть два типа людей. Одни даже карту на мобильном ориентируют севером вверх. А другие карту ориентируют по направлению движения. Вторые — это такие эгоцентрики, которые представляют себя стрелочкой, вокруг которой поворачивается мир (но это не точно) :)

Комаров Иван

Лично у меня, не смотря на то, что я знаю что город протяжен с востока на запад, нет этого восприятия.
Плюс ко всему, районы Голованово и Новые Ляды не так давно были включены в черту города и, скорее всего, это еще не укрепилось в сознании людей.

Популярное