дмтр кчв

об организации жизни и управлении собой

Пытаюсь сохранить деньги

Нас в семье трое: я, жена и двухлетняя дочка. Работаем мы с женой вдвоем. Средний доход семьи в месяц чуть больше 40 000 ₽ на человека. Это больше, чем средняя зарплата в крае, но, с учетом маленького ребенка, двух котов и ипотеки — не космос.

Средняя зарплата в Пермском крае по данным Росстата в 2019 году — 37470 ₽

В моем идеальном мире существует «подушка безопасности». Это такие накопления, которые покрывают 6 месяцев жизни без доходов. Мы стараемся откладывать 10—15% с каждого дохода в накопления: на отпуск, ремонт, на ребенка, в неприкосновенный запас. В идеальном мире «подушка безопасности» формируется из неприкосновенного запаса, а на отпуск и ремонт копится отдельно. У нас так не получается. А получаются только общие накопления, которые в случае чего будут подушкой. Если успеем сделать ремонт, то и подушки не будет. Сейчас в накоплениях удается держать до двух среднемесячных доходов семьи.

¯\_(ツ)_/¯

Два среднемесячных дохода кажутся не очень большими деньгами. Мы не рассчитываем кардинально приумножить их за счет вложений. Да и большая часть накоплений, действительно, уходит на отпуск, ремонт и непредвиденные расходы. Поэтому хочется хотя бы не потерять, то что есть. А именно, чтобы накопления не съела инфляция.

Официальная инфляция в России за 2019 год — 3 %. Реальная, наверняка, больше.

Для сохранности накоплений нам кажется безопасным разделить все средства в разные «ящички». Финансисты советуют то же самое. Поэтому мы пользуемся несколькими инструментами: рублевые вклады, валюта, индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Пропорции примерно такие: вклады — 50%, валюта — 20%, ИИС — 30%. Рациональных причин почему такие пропорции нет. Чтобы максимально обезопасить себя, внутри каждого инструмента есть еще разделение.

Вклады

Мы выбираем вклады, которые можно и пополнять и снимать с них. У таких вкладов обычно самый низкий процент. Но так нам спокойнее, что в случае чрезвычайной ситуации мы не останемся с заморожемнными деньгами.

Я клиент Тинькофф-банка с картой Tinkoff Black. Я пользуюсь ей как вкладом. Раз в месяц на карту выплачивают 4 % годовых на остаток. Т. е. к сумме, которая есть на карте, в день рассчетного периода добавляется 0,0033 ее части. Процент небольшой, потому что карта приравнена к пополняемому вкладу, с которого можно снимать сбережения в любой момент. Если положить ту же сумму на обычный вклад в Тинькове на 1 год, то ставка была бы 5,3 %. Но в случае чего я бы не смог снять эти деньги.

В мае мне начислили 241 ₽

Плюс у нас небольшой вклад в Сбербанке. У Сбербанка на вклад с пополнением и частичным снятием сейчас ставика 3,47 %. Это все еще выше официальной инфляции.

Валюта

Стараемся часть накоплений хранить в валюте. Валюта медленее рубля теряет свою стоимость.

Инфляция в 2019 году в Евросоюзе 1,57 %, в США — 2,28 %

Раньше делили евро и доллары в пропорции 50/50. Просто покупали наличные. Сейчас я завел мультивалютную карту Тинькофф и храню на ней. Вклад не открываю потому, что на валютные вклады ставка 0,01 — 0,7 % годовых. Например, 1000€ за год принесет 10 евроцентов. Так себе выгода.

Обычно валюту используем в путешествиях. Поэтому не боимся что-то потерять из-за изменения курса. Правда и заработать не получается.

ИИС

В этом году впервые попробовали инвестиции. Мы не доверяем играм на бирже как способу заработка, однако решили попробовать ИИС. ИИС — это специальный брокерский счет с льготным налогообложением: с него можно вернуть 13 % подоходного налога.

Ни я ни жена особо не разбираемся в устройстве биржи, поэтому я прошел начальный курс по инвестициям от Тинькофф. На нем разобрался с основами инвестирования. В итоге выбрал самые низкорисковые вложения: гособлигации и фонды.

Бесплатный курс Т—Ж по инвестициям для начинающих

Сейчас доходность ИИС примерно 18—22 % годовых. Доход за 5 месяцев — 3000 ₽, это 7,5 % от вложенной суммы — 18 % за год. Цифра кажется хорошей на фоне мартовкого обвала рынка.

7,5% — это немного искаженная цифра потому, что за эти полгода я пополнял счет

Сейчас кажется, что ИИС — самый надежный способ обогнать инфляцию. Однако оценивать буду хотя бы через год.

Наша стратегия, наверняка, не лучшая, но она позволяет нам не рисковать и быть спокойными. А спокойствие — сила. Расскажите как вы храните сбережения и что можете посоветовать?

Как учиться чему угодно. Прыжок из 0 в 1

Фото из Кампуса Designworkout

Делать как-то

Начать что-то делать. Хреново, плохо, слабо, неубедительно. Главное — делать.

Рыхлая композиция. Сетка?

Невыразительная типографика. Ухты, шрифты!

Невнятная колористика. Красным по синему.

Обеспечить регулярность

Хреново и неубедительно, но каждый день, хоть по полчаса, хоть по 5 минут. Главное — постоянно. Без регулярности не уйти дальше «как-нибудь».

Практика, практика, практика.

Практика, практика, практика.

Практика, практика, практика.

Обеспечить силу

Направить намерения на те действия, ценность которых понятна. Рост возможен, когда есть внутренние ресурсы и не распыляешь энергию на второстепенное. Ю ноу.

Не жрать всякое говно.

Нормализовать сон.

Делать зарядку.

Быть осознанным.

Обеспечить точность

Отвечать на вопрос «почему может быть так и только так». Прокачивается не раньше предыдущих трех. Тычё!

Эта фотография стоит конкретно здесь в связи со смыслом и коммуникацией, которые определены в задаче.

Углы кнопки скруглены потому, что это соответствует образу и характеру бренда.

Синий стоит выше красного по правилам тектоники.

Обеспечить скорость

Добиваться точного решения минимальными средствами за минимальное время.

Хоткеи, плагины, скрипты.

Фреймворки, методологии, протоколы, техники.

Техники, правила, системы.

Не важно, чему учишься: игре на гитаре, каллиграфии или английскому языку. Не важно, какой уровень осваиваешь: из 0 в дизайнеры или из дизайнера в арт-директора. Подход одинаковый для всего.

Делать

Регулярно

В ресурсе

Точно

Быстро

Прочитал лекцию о дизайне транспортных схем

Запись лекции, которую я прочитал полтора года назад 28 сентября 2018. Это было мое первое публичное выступление. Так что, там запредельная концентрация «эээээ» на единицу времени. Рекомендую смотреть минимум на x2.

6:50 Зачем дизайнеры делают схемы
23:30 Зачем нужен привлекательный общественный транспорт
28:45 Концепция схемы для Перми
35:50 Исследование образа города
48:30 Первые эскизы
1:07:50 Смотрим актуальную на тот момент схему

С момента видео я обновил схему, так что актуальную лучше посмотреть на сайте. Сайт о схеме

Завел канал про буквы

Где-то год назад мне вдруг захотелось научиться делать шрифты. Пока что не «стать шрифтовым дизайнером», а «научиться делать шрифты».

Делать шрифт и рисовать буквы — это разное. Буква — красивый графический знак. Шрифт — система знаков. Мне интересно проектировать систему.

Я завел канал, где пытаюсь рассказывать как я учусь. Буду делиться ссылками и наблюдениями. Там вряд ли будет интересно профессиональным типографам, но остальным может быть. Или нет. Как пойдет. Я довольно занудный.

А еще, возможно, вы будете хвататься за голову от тех глупостей, что я напишу. Ну что ж, таков процесс познания.

Подписаться

Дал интервью Ктостуденту

В «Кто студент» вышло интервью с моей головой. Поговорили с об актуальных для меня темах: образовании, детях, сайд-проектах, навигации, фотографии.

Кто студент — это журнал студентов школы Бюро Горбунова.

Читать

 Нет комментариев    2842   4 мес  

Люблю

Хруст свежего хлеба

Запах первых дней весны, когда пахнет чуть подтаявшим снегом

Когда после многих недель серости вдруг появляется солнце

Картины Ван Гога

Запах свежей газеты

Запах топящейся бани

Гулять пешком по незнакомому городу

Radiotechnika 101

Момент взлёта

Турки (джезвы)

Ехать в тамбуре поезде дальнего следования

Запах свежескошенного сена

Fender Telecaster

Запах молотого кофе

Варить кофе

Pink Floyd — Wish You Were Here

Когда появляется изображение при проявке фото

Мотоцикл Урал

Сухой асфальт

Leica M7

Воскресенье

Лето

Земляничное варенье

Скоро выходит третья книжка Designworkout. Она посвящена исследованию истинных потребностей людей. Это 200 списков вещей и явлений, которые 200 очень разных людей от 100 лет до 1 года любят в жизни больше всего.

Дизайнеру необходимо знать адресата и разделять видение, которое складывается из его уникальной библиотеки образов, поэтому мы лично побеседовали с каждым представителем возможной целевой аудитории — только так можно по правде узнать, что нужно людям, и выразить это в продукте. Потому что, оказывается, нравятся нам весьма разные вещи, но подлинной радости референсы на «Пинтересте» и «Бихенсе» не вызывают ни у кого.

Поддержать на Планете

Прочитал лекцию про шрифты

Пару недель назад провел в студии лекцию про шрифты. Рассказывал про три важные для меня момента: как устроено лицензирование шрифтов, как зарабатывать на разработке шрифтов, как я съездил на курс Playtype. Это было не исследование, а рассказ о моем обывательском представлении мира. На самом деле все может быть устроено гораздо сложнее, а я об этом не знаю. Так бывает, заготовьте ссанные тряпки.

Статья вышла длинная, но разбивать ее не хочу потому, что это было одно выступление. Ниже расшифровка той лекции.

Как устроены шрифтовые лицензии

Начну с самой больной штуки — про лицензии, и как вообще устроена продажа шрифтов. Потому что про это мало кто понимает и говорит. Я сам в этом смысле неофит. Во-первых, лицензии устроены сложно. Они разные и у всех компаний устроены по-разному. Есть базовый принцип, как в принципе устроено в общемировой практике и как работают большинство российских шрифтовых студий. Это разделение лицензий на три версии: Десктоп, Веб и Апп. Грубо говоря, Десктоп — это когда нужно делать дизайн под печать и графику: книги, журналы, постеры, наружную рекламу. Если нужен дизайн для онлайна — это Веб-лицензия, если для приложений — Апп. Иногда лицензии для применения шрифтов в логотипах и видео встроены в Десктоп-лицензию, но чаще всего нет и нужно обсуждать индивидуально. Всегда читайте условия лицензии конкретного магазина.

Есть одно важное обстоятельство, про которое в сообществе мало говорят. Лицензию должен покупать и дизайнер и клиент. Потому, что шрифт попадает под две категории лицензирования: как программное обеспечение и как объект авторского права на рисунок знаков. Это значит, что если речь идет о макете журнала, то дизайнер должен купить Десктоп-лицензию потому, что устанавливает шрифт на компьютер, и клиент должен купить Десктоп-лицензию, потому что использует объект авторского права. Даже если дизайнер передал макет в кривых. Если речь идет о разработке сайта или веб-сервиса, то дизайнеру нужна Десктоп-лицензия, а клиенту Веб-лицензия.

И да, лицензия должна быть не только у дизайнера. У каждого, кто установил шрифт на компьютер. У программиста, который верстает сайт, у продакт-менеджера, который сам делает презентации. У каждого.

Лицензию должен покупать и дизайнер и клиент

Магазин type.today использует классическую модель Десктоп-Веб-Апп

Есть более упрощенная модель, когда лицензии продаются пакетами. В пакете все расписано: что ты, например, покупая минимальный пакет, можешь использовать шрифт в принте, в 1 приложении и на сайте с посещаемостью до 15000 посетителей в месяц. А в максимальной можешь и в принте, и в соцсетях, и в видео, и в вебе, и в 15 приложениях. Пакетное сейчас встречается у type.today в их новом магазине tomorrow.

Для меня пока загадка, что возможны разные лицензии на один и тот же шрифт в зависимости от магазина, где покупаешь. Например, один и тот же шрифт может продаваться на Commercial Type, type.today и в MyFonts, и лицензии будут разными. Но тут я глубоко не копал.

Пакетные лицензии tomorrow.type.today

Есть еще одна уникальная штука — это шрифты Студии Лебедева. Студия единственные в стране позволяют покупать не бессрочную лицензию навсегда, а годовую. То есть если надо сделать макет и ты знаешь, что можешь сделать это быстро, ты можешь купить годовую лицензию, она будет стоить заметно дешевле.

Шрифт «Горизонт». 3000₽ — разница в цене за одно начертание между годовой и бессрочной лицензиями

Чаще всего лицензии продаются по начертаниям или за пакет начертаний. То есть, можно купить только Regular и Medium, и потратить на это совершенно небольшие деньги. Приведу пример. Есть дизайн интернет-магазина. Предполагаем, что его будут посещать не больше 15 000 уникальных посетителей в месяц. В макете используется три начертания гарнитуры Graphik — Regular, Medium, Black. Студия покупает Десктоп-лицензию на три компьютера — для дизайнера и двух программистов. Итого 11 340₽. При этом студия обязана предупредить клиента, что он должен купить веб-лицензию. В данном случае тоже на 11 340₽. Не баснословные деньги. Но это очень важная штука.

Привожу примеры на шрифтах и лицензиях type.today потому, что люблю их.

Откровенно говоря, я не понимаю, как студии проверяют выполнение лицензий покупателями. Веб-лицензию, вроде, можно проверить потому, что домен сайта указываешь при покупке. Но как можно проверить десктоп-лицензии не очень понятно.

Веб-лицензия зависит от количества посетителей сайта в месяц. Если на сайт заходит 15 000 человек в месяц — это одна цена. Если заходит 100 000 в месяц — другая. Если у вас лицензия на посещение до 15 000 посетителей, а сайт начало вдруг посещать 16 000 человек, то, по идее, нужно покупать более дорогую лицензию.

Все сложно!

Крупным компаниям не всегда выгодно покупать лицензии. Например, если сайт в месяц посещают десятки миллионов посетителей, то стоимость лицензии на шрифты может вырасти до десятков тысяч долларов. В этом случае дешевле заказать себе разработку шрифта. И многие так и делают. Например, Кинопоиск использует версию Graphik, специально разработанную для них. Lamoda использует версию шрифта CoFo Sans, разработанную студией Contrast Foundry. Они заказывают доработку уже работающего известного шрифта под свои конкретные нужды. Не все готовы заказывать разработку нового шрифта. Потому что есть готовый шрифт, который ты можешь протестировать, и ты понимаешь, как он работает. А новый шрифт неизвестно как будет себя вести и работать. Поэтому дорабатываются готовые шрифты.

Чтобы лучше разобраться в лицензировании шрифтов, прочитайте вот эти три статьи
Право на шрифт. Журнал «Шрифт»
Шрифт как бизнес: почему шрифтовые лицензии такие разные? Журнал type.today
Не факт обладания файлом, а ситуация его реального применения . Интервью с Ильей Рудерманом

Как зарабатывать на разработке шрифтов

Дальше история про то, как студии зарабатывают на шрифтах. Многие брендинговые студии под свои проекты рисуют конкретные шрифты. Либо используют в проектах шрифты, нарисованные под себя. Студия Лебедева во всех своих проектах использует шрифты, которые они рисуют под себя. Не заморачиваются с покупкой лицензий и всего прочего. Делали проект с билетами для РЖД, использовали два шрифта, которые они нарисовали сами — Вагон и Горизонт. Я не знаю, но думаю, здесь какие-то упрощенные варианты лицензии для клиента.

Большие брендинговые компании рисуют шрифты под бренды, потому что шрифт — очень сильный канал коммуникации. С брендингом проблемы начинаются с переходом в цифровую сферу, потому что цифровой брендинг устроен гораздо сложнее. Тут по-другому устроены точки контакта клиента с их пользователями. Еще есть куча внутренних брендов, подбрендов, которые очень сложно замешать в одну систему. Например, есть Яндекс, у которого куча своих внутренних продуктов, у которых по-разному выстроена коммуникация и которых не объединишь каким-то одним ходом в логотипе и цветах, потому что они все разные. И у них очень хорошо сработал единый корпоративный шрифт Яндекс Санс. Яндекс, Гугл, Эппл сильно узнаваемы за счет своей типографики. Для студий, которые рисуют шрифты, это огромный пласт заработка. Большинство из них зарабатывают деньги, рисуя корпоративные шрифты. Например, недавно вышли ребрендинг МТС, Тинькофф с новыми шрифтами. Еще был класснючий Союзмультфильм.

bangbangeducation.ru Разговор Ильи Рудермана и Алишера Хасанова о том, как зарабатывать деньги на шрифтах.

Союзмультфильм — пример бренда с уникальной типографикой. О проекте
Обстановка в студии пока я говорю ртом

Как я съездил на курс Playtype

Теперь про то, как я ездил учиться в Кампус. Кампус — это элемент образовательной системы Designworkout, которую создал Дима Барбанель и его Мастерская. В этой системе несколько продуктов. Онлайн — тренировки в телеграме. Оффлайн —  интенсивы по выходным. Кампус — недельные интенсивы. Открытая мастерская — это типа видеокурсов. Есть Художка для детей. Эра — собирают группы, ездят по зарубежным городам, изучают историю искусства. Есть Kiosk.Works — это магазин шрифтов, которые сделаны на курсе Playtype.

Образовательная система Designworkout
Про Кампус
Курс шрифтовых практик Playtype. Куратор — Вова Коломейцев.

Кампус был построен при поддержке Яндекса. Он во дворе у Димы. Он трехэтажный, полностью автономный, там есть кухня, душ, спальня, рабочее пространство, все есть. Кайф обучения в Кампусе, в том, что ты пять суток находишься в компании самых крутых чуваков, которые заинтересованы, которые делают крутые штуки. Мы работали по 16 часов 5 дней. Каждый делал свой проект, но мог подойти, посмотреть, обсудить, что делают другие. В Кампусе очень много литературы, полки с книгами, которые можно читать, смотреть. Обязательно есть куратор — Вова Коломейцев — типограф и куратор курса, он делает шрифты для Мастерской Димы Барбанеля.

Кампус — трехэтажное здание справа
Обстановка в Кампусе. Все фото Антона Городецкого

Суть метода как мы делали шрифты. Есть принцип модульных линеек, который придумал Вова (Вовка придумал сам, но принцип используется давно и много кем). Берется линейка, которая собрана из абстрактных компонентов, более-менее однородных по образу и пластике. С помощью только этих элементов можно собирать буквы. Это модульные шрифты. Сила в том, что это делается очень быстро, сильно не заморачиваешься над пластикой какого-то одного элемента, а сразу работаешь над образом всего шрифта. Полную кассу модульного шрифта мы делали за два дня. Это значит полная базовая латиница, полная базовая кириллица — все строчные и прописные плюс какая-то мелочь. Порядка 100-120 глифов за два дня. Сначала все это быстро, часа за полтора, делаешь в эскизе, поиске какого-то образа в 10 знаках. Потом переводишь в цифру, печатаешь и проверяешь, как это все работает.

Вторая часть — делали два дня шрифт по донору. Большинство ребят, которые делают шрифты, не придумывают их из головы, они берут какой-то исторический образ, либо берут какой-то леттеринг, например, в логотипе, цепляются за какие-то символы, и из этого уже вырастает весь шрифт. Нужно было взять шрифт-донор, какие-то исторические референсы и из этого построить кассу. Я взял часы моего друга, мне очень понравились цифры. Особенность цифр в часах в том, что они должны быть максимально ясной, открытой формы. Чаще всего встречается четверка с какой-то полкой большой для того, чтобы все было максимально читаемым в мелком кегле. Родня этому — карты, в которых в мелком кегле нужно добиться ясной читаемости. Я из этого и исходил. Я сначала отрисовал цифры и на основе цифр начал собирать кассу. Обычно делается наоборот — сначала буквы, потом цифры. Подход от цифр к буквам привел к тому, что цифры в финале уже не такие, то есть я их перерисовывал потом.

В конце это все складывается в плакаты, фотографии, кто и через что хочет выразить применение своего шрифта. Зин — это книжка, это что-то типа выпускной работы, сборник того, что ты сделал на курсе.

Крутые штуки от ребят. Еще больше в телеграм-канале Play Faces Typefoundry

Еще в качестве фана сделали футболки с нашими буквами. Каждый выбрал по букве, чтобы вместе они составили слово Playtype.

Делали шелкографией, за что спасибо Мастерской Ле
Кря!

Деян Суджич — B как Bauhaus

Прочитал путеводитель по современному миру от Дэяна Суджича и выписал понравившиеся цитаты. «B как Bauhaus» — это сборник эссе, выполненный в формате азбуки. В ней собраны символы эпохи, предметы дизайна и архетиктуры, изобретения, люди, явления, без которых сложно представить современную культуру. Дэян Суджич дает авторский взгляд на каждое из них.

Подлинность

«Подлинность» — это слово, в котором нет никаких обещаний относительно качества исполнения. «Подлинный» не всегда означает «красивый», но зато всегда подразумевает неотразимое сочетание искренности и авторитета.

Подлинность — это гарантия того, что вещь в самом деле является тем, за что себя выдает.

Автомобиль

Не являясь произведением искусства, машина представляет собой высшее достижение дизайна; артефакт, в каждом квадратном сантиметре которого сосредоточено больше дизайнерского таланта, чем где бы то ни было еще.

Стул

Наличие названного твоим именем стула обеспечивает определенное профессиональное долголетие, которое сложно заработать в других областях дизайна.

Эрнесто Роджерс описал архитектуру как все «от города до ложки». Заставляя вспомнить об этом определении, Смитсон выдвигает следующую идею: «Можно сказать, что, проектируя стул, мы создаем модель общества и города в миниатюре».

Неудивительно, что история современного дизайна чаще всего наглядно изображается, как череда стульев, а не автомобилей, револьверов или шрифтов.

Мебель заимствует эстетический язык у тех пространств, в которых она используется и для которых она изначально создавалась. Таким образом, стул можно считать квинтэссенцией архитектурной идеологии.

Процесс сидения вряд ли постигнет участь виниловых пластинок или бумажных газет. Стул как объект сохранит свою актуальности и в далеком будущем.

Критический дизайн

Мейнстрим решает проблемы — критический дизайн занимается их выявлением. Дизайн, который стремится услужить рынку, ищет ответы, а критический дизайн — метод, позволяющий формулировать вопросы.

С точки зрения рынка дизайн — это нечто, связанное с производством, а не с дискуссиями. Традиционный дизайн стремится к инновациям — Данн и Рэби хотят провокации. Пользуясь их же словами, их интересует не дизайнерские концепции, а концептуальный дизайн. Дизайн для них — не научная, а социальная фантастика. Они не хотят, чтобы дизайн побуждал покупать вещи, — они хотят, чтобы он побуждал думать; процесс проектирования интересует их меньше, чем идея авторства. Они называют то, чем занимаются, критическим дизайном.

Дизайн

В дизайне содержится вопрос, что ты делаешь, как ты это делаешь и для кого. Это процесс.

Дизайн может быть хорошим в силу своей функциональности, но он будет неинтересным, если не добавить ему привлекательности.

Дизайн — это добавочная стоимость.

У дизайна должна быть индивидуальности, но за ней должно стоять качество.

Дизайн-арт

Дизайн чаще определяется не напрямую, а через то, чем он не является. Первое место в ряду, чем не является дизайн, занимает искусство. <...> Дизайн принято считать чем-то полезным и, соответственно, ставить ниже искусства, не обременённого утилитарностью.

В отличие от искусства, дизайн укоренен в пользе.

Функция

Идея функционализма демонстрирует поразительную живучесть — она просто отказывается умирать. В качестве прагматической предпосылки с ней не поспоришь: работа дизайнера всегда начинается с системного изучения практических нужд. Но функционализм — это еще и особая философия, своеобразное понимание природы вещей, и в этом виде он далеко не так однозначен и полезен, как пытается нас убедить старый лозунг «форму определяет функция».

Пытаясь понять функцию ложки или стула, игнорируя ритуальный аспект или социальную иерархию, которые выражаются с помощью этих вещей, — значит трактовать их назначение узко и буквально.

Тщательно изучение практического назначения и того, что иногда описывается словом «эргономика», само по себе не является достаточным условием для создания харизматичной вещи.

Если раньше дизайн в первую очередь воспринимался как поиск решения механических и технических проблем, то теперь он связан с разъяснением пользователю назначения и смысла той или иной вещи.

Несовершенство

Несовершенство соответствует духу нашей эпохи с ее агностицизмом, пришедшим на смену моральной определенности 1930-х годов.

Самое сложное для дизайнера, ищущего положительных качество в несовершенстве, — это необходимость обосновывать каждое свое эстетическое решение.

Дизайнер, променявший стремление к совершенству на изучение положительных качеств несовершенства, рискует куда больше обычного. Каждый этап его работы требует принятия самостоятельных решений без всякой, так сказать, подстраховки.

Кристофер Александр советует дизайнерам в своем эссе «Совершенство несовершенства»: «Чтобы достичь целостности, вас следует стремиться к -этому- роду совершенства, в котором все несущественное остается сырым и незначительным, а существенному уделяется глубочайшее внимание. Такое совершенство кажется несовершенным. Но глубины в нем намного больше».

Джамбо-Джет

Самолет — самая сложная из всех вещей, которые можно считать произведением дизайна.

Крие

«Сама мысль заменить все блистательное разнообразие мира традиционной архитектуры одним-единственным интернациональным стилем — безумие».

Логотип

Логотип — это современный способ преобразовать сложные значения и идентичности в графические символы.

Орнамент

Орнамент — дело предельно серьезное: инструмент самоидентификации для культур и отдельных людей.

Украшение ради украшения еще более непристойно, чем его полное отсутствие.

Истинно орнаментальная форма является порождением одного лишь разума и состоит из воображения, переведенного на язык символов.

Постмодернизм

По мнению Дженкса, постмодернизм вернул в состав дизайна такие отвергнутые модернизмом ингредиенты, как остроумие, эмоциональность и исторический опыт. Постмодернизм не обязывал, а разрешал, он был двусмысленным, а не однозначным.

Быть модернистом значило не просто создавать произведения по моде своего времени. Это значило придерживаться особых взглядов на все — начиная от музыки и заканчивая психоанализом. Это значило стоять на позициях морали, ратуя за «честное» отношение к материалам, и верить в то, что долг дизайнера — делать мир лучше.

Модернизм нес в себе новое восприятие не только пространства, но и мира вообще.

Вальтер Гропиус на старости лет опрометчиво объявил постмодернизм архитектурным эквивалентом СПИДа.

А потом постмодернизм испустил дух ‹…› То, что раньше считалось остроумным и провокативным, быстро стало казаться поверхностным.

Отличительной чертой модернизма был громогласный отказ от истории, традиции и прецедента. Гропиус, Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ — отцы основатели модернистского движения — изобретали дизайн каждого стула, каждого чайника так, будто в прошлом таких вещей просто не существовало.]

Рамс

В вещах, которые придумывал Рамс, помимо поверхностной прагматичности подспудно ощущался некий более глубокий смысл. ‹…› Казалось, Брауновская электробритва могла превратить бритье из рутинного занятия, которое лишь отнимает время, в ежедневный религиозный ритуал. С Брауновской соковыжималкой изготовление апельсинового сока становилось менее трудоемкой версией японской чайной церемонии.

Рамс был из тех дизайнеров, которые пытались разрешить неразрешимое противоречие между дизайном как культурным проектом и дизайном как родом коммерческой деятельности.

Эстетическая и материальная долговечность вещей обеспечивает нам алиби, позволяющее не чувствовать столь острой вины за наше потребление.

Трущобы

‹…› раз уж в Мумбае рождается множество людей, которые станут следующим поколением лондонцев, нынешнему поколению лондонцев важно знать про Мумбай как можно больше.

Вкус

Сущность моды состоит в том, что ей следует лишь часть группы, группа же в целом находится на пути к ней. Как только мода полностью принята, т. е. как только то, что изначально делали только некоторые, теперь действитель совершается всеми без исключения, это больше не называется модой. ‹…› Распространение моды ведет к ее концу, так как уничтожает различие.

Вкус — это не характеристика класса, а инструмент различения хорошего и плохого дизайна.

Xerox

‹…› ценностью обладает не образ, формируемый названием, а то, что компания в состоянии предложить по части чего-то более осязаемого.

Сделал навигацию для Пермских лесов

Осенью прошлого года мы в студии сделали единую навигацию для пермских городских лесов. Я был дизайнером проекта, поэтому расскажу, как шла работа. По тексту будет выглядеть, как будто мы красавчики, но это не так. Сложности были, но о них я не расскажу, а то можно подумать, что мы не красавчики, а кому это надо ага.

Благоустроенные леса в черте города предназначены для отдыха населения. По сути, это парки, в которых можно гулять и культурно отдыхать. Чаще всего, это огромные территории без внятной ментальной модели. В них много тропинок и путей, много входов и выходов. В лесах без навигации сложно ориентироваться без дополнительных подсказок. При этом высока цена ошибки: при повороте «не туда» можно уйти на несколько километров от цели.

Чтобы в лесу было комфортнее гулять, Пермское городское лесничество решилось внедрить единую навигацию.

Исследование

Смотрим карты и схемы лесов, чтоб понять как устроены лесничества, на какие функциональные зоны делятся, какие объекты инфраструктуры и логистические связи там есть. Читаем регламентирующие документы, чтобы понять ограничения.

Карты Перми. Леса — это все, что разбито на прямоугольники. Прямоугольники называются кварталами.
ОСТ 56-44-80 «Знаки натурного лесоустроительные и лесохозяйственные. Типы, размеры и общие технические требования»

Собираем фотографии из путешествий и смотрим, что с навигацией в национальных парках в других странах. Смотрим лучшие российские примеры.

Международный тренд на естественные материалы и цвета
Работы Zoloto Group для Московских парков

Проводим этнографические поездки (кряк-кряк) — гуляем по лесу, ищем проблемы. Основаная проблема — навигации почти нет, а та, что есть, встречается редко.

Проводим анкетирование, чтобы выявить, с какими проблемами сталкиваются посетители. Составляем анкеты и раздаем их лесничим. Проводим опросы в интернете на общегородских площадках. Сами тоже опрашиваем посетителей в лесу.

Инстайт: посетителям важнее всего где находятся выходы, туалеты и мусорки

Финализируем собранные данные: цели, проблемы, задачи, группы пользователей, базовые принципы навигации. Составляем отчет и обсуждаем с клиентом.

Дизайн-концепция

Формируем алгоритм проектирования и базовые принципы дизайна. Опираемся на рекомендации КБ Стрелка.

Рекомендации «Навигационная и информационная инфраструктура городских пространств». Сделали КБ Стрелка совместно с Фондом развития моногородов

Придумываем стиль и язык навигации: цвета, типографику, карты, форму элементов. Тестируем размеры в офисе, потом в лесу.

Придумываем какие типы носителей нам нужны. Собираем концепцию, в ней обосновываем каждое решение. Утверждаем с клиентом.

Проработка дизайна

Понимаем, что не успеваем нарисовать собственный сет пиктограмм. Обращаемся к лучшему набору — иконкам Чикина. Дорисовываем недостающее.

Заказываем лингвистическую экспертизу.

Детально прорабатываем шаблоны всех носителей. Собираем руководство как работать с этими шаблонами. В нем описываем язык коммуникации, контентное наполнение, как работать с цветом, как работать с пиктограммами, как можно и как нельзя собирать макеты, где устанавливать указатели, как крепить и устанавливать носители.

Внедрение

Вместе с клиентом выбираем пилотный объект — короткий маршрут, где установим пробные образцы. Готовим пилотные макеты и отдаем в производство. СЕРЕДИНА ДЕКАБРЯ! У ВСЕХ ПРЕДНОВОГОДНЯЯ ЗАГРУЗКА! Нервничаем, что не успеем к дедлайну. Успеваем. Ставим. Смотрим на результат. Не без изъянов.

Прорабатываем стратегию внедрения: где и в каких точках будут установлены указатели, какая на них будет информация. Верстаем макеты и отдаем клиенту. Выдыхаем. Полностью устанавливать будут, скорее всего, во второй половине лета.

30

Итак, мне сегодня 30 лет. Бам! Можно и поумничать. У меня есть базовые принципы адекватного восприятия мира. В них нет каких-то сверх-открытий и принципиально новых знаний. Да и сформулировал каждый по отдельности я не сам, все уже откуда-то звучали сорок два раза. Но все я прожил и прочувствовал изнутри, каждый — как зарубка на теле, каждый достоин стать татуировкой.

1) Уставать не стыдно. Просить отдых — нормально.

2) Отказывать и говорить «нет», если не комфортно.

3) Никто никому ничего не должен пока не договорились об обратном.

4) Не додумывать.

5) Не давать советов пока не спросили.

6) Не строить ожиданий.

7) Делать, что хочется. Не делать, чего не хочется.

8) Не лезть в чужой мир. Нет правых и неправых. Каждый прав в рамках своих ценностей.

9) Приходить с решением, а не с проблемой.

10) Делать регулярно.

11) Не факапить базовое: сон, физические нагрузки, хорошее питание, тишина и медитация.

12) Помнить: мы нужны людям настолько, насколько мы им полезны. За рамками этого всем на всех наплевать.

13) Больше путешествовать.

14) Собирать артефакты.

15) Копить впечатления. Много маленьких лучше, чем одно большое. Регулярность важнее их силы.

16) Беречь отношения.

17) Не работать в корпорациях. Ни в старых, ни в новых.

18) Самому формировать окружение. Больше интересных людей вокруг, меньше неинтересных.

19) Точить в одну точку. Сила в повторе.

20) Отстать от себя. Я себе ничего не должен.

21) «Поплывет ли от этого лодка быстрее?»

22) Опустить подбородок. Никакое занятие не делает меня лучше или хуже окружающих, менее или более значимым. Каждый ценен сам по себе.

23) Соблюдать границы.

24) Опыт важнее написаного в книгах.

25) Принимать свои ограничения, что чего-то не могу и не умею.

26) Принимать обстоятельства.

27) Всегда будут те, кто круче и интереснее меня. Смириться.

28) Мир больше, интереснее и сложнее моих представлений о нем. Смириться.

29) Чаще благодарить.

30) Не терпеть.

Если вы с какими-то не знакомы и хотите узнать, пишите, расскажу. Поздравить меня с 30-летием можно по телефону +7 995 136-40-60. Но лучше сделать пожертвование фонду Дедморозим. Почему бы не сегодня.

Ранее Ctrl + ↓