Блог Дмитрия Кучева

Об организации жизни и управлении собой

Концепция схемы общественного транспорта Перми

Хочу представить вам концепцию схемы общественного транспорта Перми. Вместе с Сашей Караваевым мы сделали схему для города со сложной маршрутной сетью. Это не финальная версия, а публичная бета, чтобы проверить концепцию. Внизу можно скачать пдф-ку и заполнить анкету. Анкета поможет понять насколько живучи решения.

Если что, все классные решения — Сашины, все косяки — мои :)

Цель транспортной схемы — помочь пассажиру быстро построить маршрут из А в Б. Пассажиру должно быть понятно: какие маршруты ходят через его остановку; где пересаживаться; на какой маршрут сесть, чтобы доехать до нужного места. В Перми в автобусах используют схемы, которые не справляются с этой задачей.

Схема, которая используется в городе сейчас

Чтобы решить эту задачу нужно отказаться от единой схемы. Заменить общую схему на частные в каждом районе или крупном транспортном узле. Такой принцип используется в Лондоне.

Spiders maps в Лондоне. Автобусы от Вестминстера

Рассмотрим на примере Центрального рынка.

Центр

На схеме только маршруты, идущие от Центрального рынка. В центре — схематическая карта транспортного узла «Центральный рынок». Рядом с каждой остановкой обозначено, какие маршруты на ней останавливаются.

Ориентиры помогают понять, в каком месте пассажир находится и как пройти от одной остановки к другой. Ориентиры около Центрального рынка: пешеходные переходы, подземный переход, автовокзал и Макдональдс.

Маршруты

Маршруты обозначены цветными линиями. У нескольких маршрутов может быть одинаковый цвет. Одинаковый цвет значит, что маршруты движутся в схожем направлении. Такие маршруты объединены в толстые линии. В толстой линии два и более маршрутов, в тонкой один.

Визуальное объединение маршрутов поможет пассажиру быстрее принять решение. В Мотовилиху идут только синие маршруты. Пассажир находит свою остановку, например, ДК Ленина. На ней останавливаются
32, 36 и 77 автобусы. Можно садиться на любой из них. Выбор сократился с двадцати маршрутов до трех.

Автобусы обозначены цветными кругами, троллейбусы квадратами. Автобусы и троллейбусы ходят по одним дорогам, поэтому маршрутные линии для них единые. В общем случае пассажиру не важно, на каком транспорте ехать до его остановки, важно понять какие маршруты там останавливаются.

Ориентиры

Достопримечательности, парки, скверы, река — это точки притяжения людей. Они помогают ориентироваться в городе и лучше запомнить его образ. Чтобы пассажиру было проще построить путь до этих мест, на схеме обозначены основные ориентиры.

Пример из предыдущего варианта схемы. Текущий вариант пока выпустили без пиктограмм. Рисуем новые более красивые пиктограммки.

Сетка

Образ Перми строится на трех основных объектах: река Кама, сетка улиц и, уходящие в разные концы города, магистрали.

Чтобы сохранить запоминающийся образ, схема построена по 18° координатной сетке. Получившаяся графема выделяет схему среди транспортных схем других городов.

Что дальше?

Сейчас в схеме есть несколько несовершенств. Графически она не идеальна, есть что улучшить. Но схема никогда не может быть идеальной и завершенной на 100 %, а концепция уже сложилась и ее нужно проверить. Поэтому мы выпускаем схему в режиме бета-тестирования. Каждый месяц будет выходить новая улучшенная версия: появятся линии трамваев; система пересадок; версии для других транспортных узлов, and one more thing.

Схема размещается на остановке. Рядом со схемой расписание движения каждого маршрута от этой остановки

Концепция опирается на дизайнерские гипотезы. Чтобы их проверить, нужно повесить схему на остановке и опросить людей, как они будут ей пользоваться. Если хотите помочь прямо сейчас, заполните анкету. Это поможет принять решения до «испытания в бою». В анкете 15 вопросов, займет не больше 10 минут. Она анонимная.

Скачать pdf
Заполнить анкету

permtransmap.ru

14 ноября   карты   Пермь   схемы

Вторая распродажа дизайнерских книг

Продолжаю распродавать книги по дизайну, околодизайну и не дизайну.

Дизайн
Эрик Гилл — Эссе о типографике — 1000 ₽
Адриан Форти — Объекты желаний — 800 ₽
Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров (без CD-диска)  — 600 ₽

Околодизайн
Джеймс Бёрк — Пинбол-эффект — 800 ₽
Дмитрий Чернышев — Как люди думают — 400 ₽

Не дизайн
Георгий Щедровицкий  — Оргуправленческое мышление — 800 ₽
Александр Прохоров — Русская модель управления — 600 ₽
Крис Бэйли — Мой продуктивный год — 300 ₽
Игорь Манн — Точки контакта — 300 ₽
Игорь Манн — Маркетинг без бюджета — 400 ₽
Управление розничным маркетингом — Бесплатно
Дамир Халилов — Маркетинг в социальных сетях — 300 ₽
Интернет-маркетинг на 100 % — 200 ₽

Все книги в прекрасном состоянии, почти все в суперобложках. Если вы хотите пополнить свою библиотеку или подарить другу-дизайнеру, это хорошая возможность сэкономить. Отдаю дешевле, чем издательства и Озон. Если найдете причины, почему я могу сделать скидку, договоримся. Вот, что продал в прошлый раз — тыц.

В Перми книги передам сам. Если вы не из Перми, то доставка за ваш счет.

5 ноября   книги

Эрик Гилл — «Эссе о типографике»

Прочитал легендарную книгу Эрика Гилла, впервые изданную на русском языке. Гилл рассуждает о буквах, бумаге, краске, предназначении художников и о социальных идеях начала XX века. Выписал понравившиеся цитаты.

Если вы нанимаете рабочих, чтобы построить стену, и при этом относитесь к ним как к бездушным инструментам, настоящее слабоумие — пытаться сделать такой проект, воплотить который под силу лишь искусным каменщикам.

Больше, чем прочие вещи, буквы позволяют нам созерцать красоту, не опасаясь того, что может подумать по этому поводу или предпринять министр внутренних дел.

Как древний римлянин, думая о буквах, представлял их себе высеченными в камне, как человек эпохи Средневековья, думая о буквах, видел их написанными от руки — так в XX веке мы ассоциируем создание букв с печатью. Напечатанная буква для нас — это воплощенная буква.

Если книгу напечатать одним, пусть и неважным шрифтом, она будет выглядеть лучше, чем если к этом неважному шрифту подмешать другой такой же неважный или даже более качественный.

Итак, есть два рода типографского дела — как вообще есть два мира. Если оставить в стороне разговор о божественном и насущном, то камнем преткновения для одного мира будет техническое совершенство, а для другого — священный долг. Книга как товар хороша в том случае, если ей удобно пользоваться; красота для нее — приятный бонус к эффективности. Книга как произведение искусства должна быть прежде всего прекрасна, а удобна — только если случится.

Для ремесленника не слишком озабоченного экономикой трудозатрат не существует безграничного многообразия сортов бумаги, шрифтов и красок. Скорее всего, он предпочитает один вид бумаги, использует не больше одного начертания шрифта, а чернила, поскольку он делает их сам, у него двух или трех цветов. Как бы парадоксально это ни звучало, именно в силу этих причин возможностей для воплощения своих творческих замыслов у такого человека гораздо больше, чем у тех, кто до степени полного отупения вскружил себе голову необходимостью постоянного выбора среди изобилия вариантов.

Чем больше человечество деградирует под напором индустриализма, тем больше на рынке появляется некачественных товаров; стремясь все увеличивать и увеличивать количество покупателей, вы производите товары все худшего качества.

Несчастен мир, где вещи не так хороши, как могли бы быть.

3 ноября   книги

Главный принцип отношений с людьми

Никто
никому
ничего
не должен

Так звучит мой главный принцип, который помогает

  • не обижаться на людей,
  • понимать поступки людей,
  • проще относиться к проблемам
  • сохранять спокойствие.

Никто не должен соответствовать моим ожиданиям. Мои ожидания — это мои ожидания. Если кто-то их не оправдал — ок, это мои проблемы. В отношениях нужно полагаться на более прочные вещи, чем ожидания.

Никто не должен понимать мои намеки и догадываться. В намеке теряется часть смысла. Человек может понять не то, что я имел ввиду. Хочешь что-то сказать — говори прямо. Бывает и этого не достаточно, чтобы поняли.

Чтобы поняли, нужно не строить предположения, а обращать внимание на свои внутренние потребности. Не Почему мы редко видимся?, а Я хочу встретиться. Не Я хочу, чтобы ты захотел, а Ок, понял, а чего хочешь?

Никто не должен понимать, что я имею ввиду. Если из сказанного мною человек сделал неправильный вывод, это моя проблема. Нужно понятно доносить свои мысли. Нужно находить такие слова, чтобы понял именно это человек. У каждого в голове своя Монголия, каждому понятны разные формулировки.

Никто не должен соглашаться на мои условия, если они ему не комфортны. Право на «Нет» — священно. В любой момент любой человек в праве отказаться от предложения или чего-то еще.

Никто не должен соблюдать договоренности со мной, если они ему не комфортны. Не комфортно — передоговорись.

Никто не должен делать, чего ему не хочется. Все, что делается через силу и потому что «надо», идет в ущерб. Чтобы что-то делать, нужно хотеть. Когда мне «не хочется», ищу личный интерес. Например, не хочу сегодня делать уборку переформулирую в хочу, чтобы дома было чисто и чтобы Т. сегодня отдохнула. Если не нащупал личный интерес, так и говорю и ищу решение.

— …предлагаю вам взять несколько журналов — в пользу детей Германии. По полтиннику штука!
— Нет, не возьму.
— Но почему вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— А, полтинника жалко…
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу.

Никто не должен разделять мои ценности и смотреть на вещи также, как я. Нет правых и неправых. Каждый прав в рамках своих ценностей.

Список примеров длинный. Суть простая — все люди разные, я не центр вселенной, ты не центр вселенной, мир не вращается вокруг кого-то одного, мне никто ничего не должен, я никому ничего не должен. Этот принцип работает всегда, везде и со всеми. За одним исключением:

Никто
никому
ничего
не должен,
пока не договорились об обратном

Нужно держать обещания. Нужно соблюдать сроки выполнения работ. Нужно не опаздывать к назначенному часу. Нужно поддерживать родных и друзей, потому что это наша социальная договоренность. Договорился — должен, но можешь передоговориться.

15 октября   организация

Практикую 5-секундные медитации

Год назад заметил, что не справляюсь со стрессом. Упала концентрацию внимания, резко скакало настроение, ухудшились сон и аппетит. С этим нужно было что-то делать. Посоветовали медитировать.

Год спустя уверен, что медитация — лучший способ чувствовать себя хорошо, не прилагая усилий. Я медитирую утром и вечером по 5 минут. Иногда больше, иногда меньше. Бывает пропускаю, потому что сон важнее медитации. Иногда медитирую во время прогулки или в транспорте.

Медитация и разумная внимательность. Блог Рахима Давлеткаева

Если, что медитация — это не про религию:

Сегодня медитация обычно означает простую в описании практику, которая не влечет за собой никаких религиозных или культурных штук. Так же как бег по утрам не делает из вас олимпийца, медитация не делает из вас монаха.

Медитация восстановила контроль над вниманием и концентрацией. Стало проще фокусироваться на задачах, выбирать приоритетную.

Уменьшился стресс. Медитация помогает понять ощущения в теле и разделить эмоции и реакцию. Это дает свободу реагировать на то, что я сам считаю важным и нужным.

Помимо базовых ежедневных медитаций слежу за своим состояние в течение дня. Для этого использую приложение Reporter App. Приложение в случайное время задает вопросы о жизни: чем занимаюсь, как настроение, насколько сконцентрирован. Ощущения оцениваю словами или по 10-бальной шкале. Можно настроить отдельные вопросы для пробуждения и для подготовки ко сну.

Потом приложение формирует статистику.

Видите пик? Это дочка родилась в апреле

Момент, когда Репортэр сигнализирует что пора отвечать на вопросы, я называю 5-секундной медитацией. Я останавливаю все дела и стараюсь понять какие чувства испытываю райт нау. Это помогает честно осознавать эмоции. А осознанными эмоциями можно управлять.

Пяти секунд достаточно, чтобы понять, что самочувствие не ок и пора сделать перерыв в работе.

Пятисекундные остановки помогают увидеть полную картину: например, пик самочувствия около полудня, спад после обеда. Это знание помогает планировать задачи в течение дня.

Пять секунд и через год статистика подтверждает ощущения: с одними людьми находится приятнее, чем с другими; одни занятия приятнее других.

Статистика Репортэра подтвердила: проводить время с семьей мне приятнее, чем заниматься проектами. В среднем показатель настроения при нахождении с близкими на 2 пункта выше, чем на работе, и на 1,5 пункта выше, чем при любых других занятиях.

30 секунд в день и через год я знаю себя гораздо лучше.

Right now, not later; right here, not elsewhere

Завел канал о веб-дизайне

Каждый день я отсматриваю в интернете много дизайна. Для вдохновения, культурного поиска и просто для отдыха. Чаще всего это сайты. Еще нравится смотреть на плакаты, афиши, полиграфию и айдентику.

Работы буквально декомпозирую на элементы. Делаю скриншоты понравившихся оформлений и  элементов. К каждой картинке прикрепляю заметку, чем понравилось + теги и ссылку на сайт. Так я развиваю свое дизайнерское чутье. Об этой привычке писал заметку.

Раньше вел этот архив локально на компьютере. Теперь еще буду выкладывать в канал в Телеграме с небольшим описанием.

На сайтах мне нравятся решения основанные на типографике, крепкой композиции, контрасте элементов и сильных визуалах. Не люблю перебор анимации. Будет много работ в стиле современного брутализма и с локаничной типографикой.

Подключайтесь. Отключайте уведомления.

7 сентября   дизайн

Собираю уличную каллиграфию

После завершения БДСЛ Сергей Рассказов провел шрифтовую археологическую экспедицию по Иркутску. Они с ребятами ходили по городу и собирали образцы красивых надписей. Я в это время был уже в Перми и следил за всем в телеграме.

Мне понравилась идея и я решил вставить такой формат в свой инстаграм. Раньше собирал уличные зарисовки и композиции. Сейчас еще собираю разную уличную каллиграфию (не граффити): надписи, таблички, вывески — все, что мне кажется эстетичным.

Это хороший способ повысить дизайнерскую насмотренность. А еще приятно находить красивости в родном городе. Если вам такое попадается, присылайте мне, буду публиковать.

Ниже коллекция прошлой недели.

7

A post shared by  Дмитрий Кучев (@ikuchev) on 

28 августа   Пермь

Переверстал расписание автобусов

В Перми полгода назад на автобусных остановка повесили новое расписание. На мой взгляд оно не отвечает задачам пассажиров. Поэтому я попробовал переверстать.

  

Я увидел такие проблемы:

Для переверстки за основу взял стиль системы визуальной коммуникации, который разработали в 2011 году в Пермском Центре Развития Дизайна. За ограничение принял, что нельзя выходить в надсистему, только переверстать имеющиеся данные.

Результат первого подхода:

Что сделал:

Убрал заголовки «Первые рейсы», «Интервалы движения», «Последние рейсы». Сами данные несут в себе необходимый смысл. Первое время — первый рейс, последнее время — последний рейс.

«Час пик» и «Меж пик» заменил на конкретные временные промежутки.

Основной цвет — черный. Черный на белом считывается легче, чем зеленый на белом и белый на зеленом.

Добавил цветовое кодирование транспорта: автобусы — красные, троллейбусы — фиолетовые, трамваи — зеленые.

Выделил крупно телефон. Это самая важная информация в нижней части таблички.

Примеряю и сравниваю. Видно, что текст мелкий и тоже плохо читается.

  

Делаю второй подход. Убрал повторяющуюся информацию, сделал текст крупнее.

  

Примеряю и сравниваю. Стало лучше. Информация не потерялась и стала крупнее.

  

Минусы.

не нашел решения, чтобы сохранить направление движения автобуса;
табличка выросла вертикально.

Третий подход делать не стал, т. к. сейчас не решена основная проблема такого подхода к расписанию. Длинные интервалы (5—14), (14—35), (12—31), (20—41) не отвечают на вопрос «когда приедет ближайший автобус, сколько ждать».

Чтобы решить эту проблему, нужно выйти в надсистему. Например, вешать на остановках подробные расписания для каждого маршрута. Вот примеры из Будапешта, Гамбурга и Лондона.

  

Будапешт
Гамбург
Лондон

Лучшее решение — светодиодные табло с точным временем ожидания. В Перми такие используют, но только на крупных транспортных узлах

Москва

Переверстка — отличное дизайнерское упражнение и способ обратить внимание на проблему. Не нравится окружающая среда? — Сделай и покажи как должно быть.

Присылайте ваши на mail@dmitriikuchev.ru или ссылкой в комментарии.

19 августа   Пермь

Съездил в Байкальский дизайнерский специальный лагерь

БДСЛ проходит на берегу Байкала и это круто. Смотрите какая атмосфера (АТМОСФЕРИЩЕ) вокруг лагеря.

Три дня говорили про дизайн и делали дизайн. Дмитрий Карпов прокачивал креативное мышление. Придумывали, пробовали, играли, рисовали, писали, смеялись, делали странное.

Вова Лифанов рассказал о своем худшемлучшем проекте, клиенте и выступлении. Показал много крутых проектов.

Запомнилась фраза:

Мы сделали рекламную кампанию. Год она погремит и все, а дальше что? Айдентики в этом нет.

Сережа Рассказов говорил о шрифтовой айдентике — о том, как делать шрифтовые логотипы. На воркшопе делали логотипы из подручных материалов.

У Сергея манифест:

Хороший дизайн не может быть нормальным. Плохой дизайн лучше нормального дизайна.

Нормальный — значит «чистенький, ровненький, стерильный, скучный, обычный». Норма = говно.

Владимир Самойлов рассказал о трендах в промдизайне. Потом переосмысляли окружающие предметы.

Посмотрели и обсудили «100 лет дизайна».

Говорили о дизайне на поляне, у костра, на берегу озера. Купались в Байкале, пили специальносваренное для лагеря пиво, обсуждали турбренд России с его авторами.

Чтобы участвовать в лагере в следующем году, подпишитесь на рассылку на сайте. Все хорошие, все молодцы. Победа будет за нами.

2018   дизайн   мир

Продаю дизайнерские книги

У меня собралось много дизайнерских книг. По типографике, промдизайну, цвету, композиции, редактуре и управлению. С частью этих книг я готов расстаться.

Все книги в прекрасном состоянии, почти все в суперобложках.

Если вы хотите пополнить свою библиотеку или подарить другу-дизайнеру, это хорошая возможность сэкономить. Отдаю дешевле, чем издательства и Озон. Если найдете причины, почему я могу сделать скидку, договоримся.

Продаются
Адриан Форти — Объекты желаний — 800 ₽
Георгий Щедровицкий  — Оргуправленческое мышление — 800 ₽
Александр Прохоров — Русская модель управления — 600 ₽
Джеймс Бёрк — Пинбол-эффект — 800 ₽

Проданы
Эмиль Рудер — Типографика — 1800 ₽
Йозеф Мюллер-Брокманн — Модульные системы — 1000 ₽
Генрих Альтушуллер — Найти идею — 300 ₽
Роберт Брингхерст— Основы стиля в типографике — 1000 ₽
Пол Рэнд — Дизайн: форма и хаос — 600 ₽
Юрий Гордон — О композиции — 1500 ₽
Йоханнес Иттен — Искусство цвета — 500 ₽
Эрик Шпикерманн — О шрифте — 1200 ₽
Ильяхов, Людмила Сарычева — Пиши, сокращай — 400 ₽

В Перми книги передам сам. Если вы не из Перми, то доставка за ваш счет.

2018   книги
Ранее Ctrl + ↓