Блог Дмитрия Кучева

Об организации жизни и управлении собой

Будапешт в декабре 2017

В начале декабря съездил в Будапешт. Был там во второй раз. В первый на свободный просмотр города было два часа, и я мало что успел. В этот раз лучше рассмотрел город.

Короткий фоторассказ

P.s. А еще передизайнил главную страничку сайта. Сделал компактнее и спокойнее. Взгляните

13 января   мир

Памятка по графическим стилям в типографике

Эволюция графических стилей. Стивен Хеллер и Сеймур Чваст, ИЗДАЛ, 2016

В апреле прочитал «Эволюцию графических стилей» Хеллера и Чваста. В ней авторы рассказывают о формальных и визуальных характеристиках соответствующих периодов дизайна. Тогда мне казалось, что я, наконец, разложил для себя все по полочкам.

Недавно поймал себя на том, что вновь путаю Ар-нуво и Ар-деко, а при упоминании Движения искусств и ремесел судорожно думаю Так-так-так, я про это где-то читал. Даже не в одной книге. Поэтому составил для себя памятку по графическим стилям.

Не ставлю себе задачу запомнить все подстили. Хочу разобраться с большими стилями. Мне сейчас не важно знать отличия Югендстиля от Венского сецессиона, но хочется отличать Поздний модернизм от Постмодернизма.

В блоках Запомнить намеренно упрощаю признаки. В ряде случаев опираюсь на имеющийся опыт, поэтому пишу Похоже на такого-то художника, так как мне это о чем-то говорит.

Весь текст — выдержки и цитаты из Хеллера и Чваста. Мои только блоки Запомнить и подборки изображений.

Будет здорово, если памятка окажется полезной кому-то кроме меня. Если вы видите грубые ошибки, напишите в комментариях.

Викторианский стиль
Движение искусств и ремесел
Ар-нуво
Экспрессионизм
Модернизм
Ар-деко (Модерн)
Поздний модернизм
Постмодернизм

 

Викторианский стиль (1830—1900-е гг.)

Для дизайна печатных изданий типичным явлением стала повсеместная тяга к орнаментированию, которая часто проявлялась в имитации чудачеств викторианских архитекторов.

Стемление заказчиков сделать рекламу максимально заметной приводило к появлению весьма оригинальных акцидентных шрифтов вычурной и замысловатой формы. ‹…› Дизайнеры безжалостно обходились с утонченными гарнитурами Дидо и Бодони XVIII века, смело увеличивая их и делали жирнее.

Наряду с жирными шрифтами другой типичной для викторианской эпохи типографической формой стали брусковые, или египетские, шрифты, популярность которых связана с интересом к Египту после наполеоновских воин.

Типичная черта викторианской типографики — немыслимое количество начертаний и кеглей, «утрамбованных» в один заголовок, — объяснялась практическими соображениями и стремлением печатников использовать каждый дюйм пространства листа.

Причиной безыскусности этих творений было то, что бизнесмены викторианскох эпохи не видели связи между своими представлениями о прекрасном, которые формировались под влиянием полотен эпохи Возрождения, и сиюминутными практическими нуждами бизнеса и рекламы.

    Запомнить

  • Орнаменты, гравюры, вычурные акцидентные шрифты, брусковые шрифты, немыслимое сочетание начертаний и кеглей.

 

Движение искусств и ремесел (1850—1900-е гг.)

С визуальной точки зрения стиль Движения искусств и ремесел остался верен орнаменту как ключевому элементу викторианского стиля, но объявил войну барочным и романтическим излишествам своего времени.

Диапазон Движения искусств и ремесел простирался от наиболее характерной примитивной готики до асимметричных растительных композиций и изысканного орнаментализма.

    Запомнить

  • Если похоже на викторианский стиль, но цветочный орнамент побеждает, то, скорее всего, это Искусства и ремесла.
  • Все такое готическое.
  • Применяют новые готические шрифты — шрифты без засечек, построенные на отрицании классической типографики.

 

Ар-нуво (1890—1910-е гг.)

«Цветочное безумие», «истерика линий», «странная декоративная болезнь», «стилистическая вседозволенность» — так отзывались современники об ар-нуво. ‹…› Ар-нуво стал бунтом против пронизанной духом прошлого викторианской эстетики.

Художники переосмысливали искусство Востока, в чем-то подражали рококо, восторгались цельностью формы и романтической отстраненностью кельтских манускриптов.

Рекламные плакаты товаров и афиши мероприятий сочетали изящество японских гравюр, мистику символизма и манеры постимпрессионизма.

Автором самых знаковых образцов стиля ар-нвуо стал Альфонс Муха. Для его «византийской манеры» характерны идеализированные женские портреты в окружении херувимов, пальмовых листьев и мозаики.

    Запомнить

  • Если похоже на Муху и Грассе, то точно ар-нуво.
  • Гравюры похожи на японские или кельтские.
  • Декоративные шрифты.

 

Экспрессионизм (1900—1920-е гг.)

Представители фигуративного экспрессионизма демонстрировали отход от буквальной реальности и стремились передать образное внутреннее самовыражение.

Экспрессионисты искажали и удлиняли пропорции человеческих фигур и пейзажей, повышая эмоциональный накал своей графики.

    Запомнить

    Примитивная ксилография. Искаженные пропорции тела. Напоминает работы Шиле.

 

Модернизм (1910—1940-е гг.)

Ассиметричная типографика, геометрическая верстка, фотоиллюстрация — все эти приемы сформировали новый формальный язык модернизма.

Футуризм и конструктивизм
Графический стиль футуризма следует из теории о том, что энергию Вселенной в живописи и графике нужно изображать как динамическое ощущение, что движение и свет разрушают целостность твердых тел и постоянно трансформируют реальность.

Ган и Телингер создавали шрифтовые композиции, которые самой своей формой иллюстрировали текст — типографика несла содержательную и эмоциональную нагрузку.

Родченко создавал визуальные образы, притягательные своей напряженной геометрией, яркими цветами и броской типографикой.

Конструктивизм — своеобразный стиль, главными изобразительными элементами которого стали гротескный шрифт и комбинация графики с фотомонтажом.

Баухаус и Новая типографика
Дизайн всего, что делалось в школе Баухаус, определялся функциональными потребностями, а не стремлением соответствовать некому стилю. Главными чертами изданий школы были упорядоченность, система, асимметричная типографика и модульная сетка. Декор сводился к линиям, прямоугольникам и кругам. На смену реалистичности иллюстрации пришла фотография и монтажные приемы. Непременным атрибутом стал гротескный шрифт.

Самое простое определение Новой типографики — отказ от классических канонов симметрии.

Типографика Эля Лисицкого стала первым формальным воплощением нового подхода, и его приемы — гротескные шрифты, ограниченный набор основных цветов и нарочитая геометричность — на долгое время прижились в рекламной типографике как клише.

Яркий контраст между динамикой фотоколлажа и сдержанно типографикой текста.

Чистая типографика в духе Стиля, акцентированные вертикали и горизонтали, прямоугольные формы и большие площади основных цветов — характерные черты голландской Новой типографики.

    Запомнить

  • Геометрическая верстка, фотоколлажи, ассиметричная типографика.
  • Если плакаты похожи на стихи Маяковского и Каменского, то футуризм/конструктивизм. На русском — конструктивизм, не на русском — футуризм.
  • Модульная сетка, гротескные шрифты, фотомонтаж — Баухаус или Новая типографика.
  • Ограниченный набор основных цветов.
  • Родченко, Лисицкий, Чихольд, Байер

 

Ар-деко (1920—1930-е гг.)

Скорее геометричный, нежели ассиметричный, скорее прямой, нежели криволинейный, ар-нуво вобрал в себя русские балетные сезоны, искусство ацтеков и индейцев Северной Америки и даже некоторые черты Баухауза, а после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году стал уникальным сплавом египетских пирамид, солнечных лучей, электрических разрядов и небольшой щепотки чарльстона в довесок.

Стиль ар-деко явился очередным подтверждением конца традиционного дизайна, но в отличие от классического модернизма в его основе лежала мания нового.

В 1929 году парижский дизайнер Альфред Тольмер издал книгу «Верстка», где сформулировал каноны книжного дизайна в стиле ар-деко. ‹…› Чтобы получить большее число комбинаций верстки, нужно отказать от строгой системы вертикалей и горизонталей... выработать альтернативную систему... наклонных линий и кривых.

Ар-деко — сочетание утонченной эстетики и флера современности, атмосфера эксцентрики и фантасмагории. ‹…› Ар-деко содержало отсылки к роскоши и экстравагантности.

Следуя манере модной иллюстрации, художники плаката сформулировали собственный графический язык эпохи — декоративный и антиимпрессионистский. Словолитни разрабатывали новые акцидетные шрифты.

    Запомнить

  • Манера «модной» иллюстрации. Крупные иллюстрации и надписи акцидентными шрифтами. Геометрический орнамент.
  • Плакаты в стиле кубизма.
  • Плакаты отдают привкусом роскошной жизни и джаза.
  • В плакатах используются символы новой индустриальной революции — автомобили и механизмы.
  • Адольф Мурон Кассандр, Поль Колен, Герберт Маттер, Фрэнк Пик

 

Поздний модернизм (1940—1980-е гг.)

Интернациональный стиль
Изображение и текст располагались исходя из критериев функциональности. Пространство чутко вымерялось на основе математических пропорций. Должное внимание уделялось типографике.

Характеристиками их дизайна были предметная фотография, гротескные шрифты, отсутствие какого-либо декора и строгая композиция, основанная на модульной сетке.

Философия швейцарского дизайна формировалась в двух центрах — школах Цюриха и Базеля. Представителем первой выступал Йозеф Мюллер-Брокман, а второй — Армин Хофманн.

    Запомнить

  • Выверенная геометрическая верстка, базовые цвета, модульная сетка, гротески — чаще всего Гельветика и Юниверсал.
  • Все, что похоже на Мюллера-Брокмана и Хофманна.

 

Постмодернизм (1970—1990-е гг.)

В эклектичной обстановке дизайна 1980-х понятие «постмодернизм» применялось к своеобразному межнациональному стилю, который основывался не на догматике, а на довольно бессистемном смешении различных теорий и практических приемов дизайнеров-одиночек. ‹…› В наиболее общей трактовке постмодернизмом можно назвать творчество всех дизайнеров, которые не являются строгими сторонниками модернизма баухаузовского толка, в том числе неодадаизм, неоэкспрессионизм, панк и азиатский модернизм.

В постмодернизме для достижения коммерческой привлекательности используется сочетание декоративности, исторических художественных заимствований и новых технологий. Различные вариации постмодернизма связывали между собой отчетливые визуальные признаки: игривая геометрия с текучими элементами, зазубренными линейками, случайно расположенными точками и линиями; пастельная цветовая гамма; несогласованные шрифты с разрядкой, а также многочисленные аллюзии на исторические образцы изобразительного искусства и дизайна.

Дизайнеры искали предел новизны типографики, при котором она остается функциональной.

В основе всех видов дизайна 1980-х лежит игра и эклектика.

#Итоги2017

В 2017 году

1 января   списки

Прошел курс «Типографика и верстка» Игоря Штанга

Все фото — Никиты Полосова

В начале декабря ездил в Екатеринбург на практический курс Игоря Штанга по типографике и верстке. Курс крутой. Игорь грамотно сочетает теорию и практику. Хороший конспект по теории с курса написал Ваня Звягин. Повторяться не буду.

Для меня самое полезное с курса — обратная связь от Игоря на каждый этап работы. На два часа лекции приходился час практики и час разбора работ. Разбор начинается не сразу с линча, а с вопроса «почему ты так сделал, из чего исходил». Это важный вопрос, на который сложно ответить.

В день делали по 2—3 задания. Верстали плакаты, визитки, меню, афиши, таблицы. На задание отводился один час. Затем за час разбирали работы каждого участника. В течение всего курса работы можно было доработать, снова показать, получить комментарии и снова доработать. В последний день получили задание на курсовую работу.

Разбор работ других участников полезнее разбора собственной работы.

Мне понравилось делать плакат в швейцарском стиле и курсовую работу. О них расскажу подробнее.

Плакат в швейцарском стиле

Дана дореволюционная реклама. Нужно переделать в швейцарском стиле. Текст можно редактировать, добавлять и убавлять. На выбор было два плаката, я выбрал с Роллс-Ройсом.

За 40 минут сделал первый вариант:

Игорь: Фотография бесформенная. Модуль «Открыта запись» плохо болтается у заголовка. Нижний блок завис в воздухе. Дата в ПВУ стоит плохо. Основной блок текста не держится за фотографию.

Переделываю.

Игорь: Фотография все равно неудобной формы, тексту не за что зацепиться. Из-за тени, фотография как будто висит над текстом. Набор модулей таков, что не удается создать достаточный контраст.

Пробую другие варианты.

Останавливаемся на последней. Дорабатываю.

Финальный вариант. Плюс он же с сеткой, выделенными модулями и полями.

Классные плакаты с курса Игорь собирает в отдельный альбом в ВКонтакте.

Курсовая работа

Для курсовой работы переделываем афишу Екатеринбургского театра. Срок — неделя.

Первые подходы:

Сдаю этот вариант:

Игорь: В целом ок, с основной задачей справился. Но

  • фотографии стоят слишком робко, особенно Амур сверху
  • Ноябрь итак крупный, можно не жирнить
  • в блоках слишком много запятых. Можно делить расстоянием или выделением: курсив, цвет
  • премьеры плохо выделены
  • время можно не выделять, это не так важно
  • спектакли 6 и 28 ноября нужно выделить по-другому, сейчас слишком в общей сетке

Пробую:

Сдаю этот:

Игорь: Лучше. Но:

  • иллюстрации спорят по массе
  • верхний модуль должен контрастировать с нижним. Если спектакли все такие строго по сетке, то верхний модуль лучше сделать легким. Избавиться от излишества мелкого текста
  • контакты и цены стоят не пойми как

Исправляю и ищу как лучше разместить блок с контактами.

Финальная версия.

Крутые расписания с других курсов.

Один практический курс заменяет 3 книги. Если думаете, купить пару книжек по типографике и верстке или сходить на курс, выбирайте курс. Следующие курсы Игоря Штанга 6—8 января в Петербурге и 16—18 февраля в Екатеринбурге.

Про самоограничения и плюшевого лося

Я люблю самоограничения. Самоограничение — принцип, по которому действуешь строго определённым образом. 4 года назад мы с Т. придумали, что не будем делать селфи в путешествиях. Хотя делиться фотографиями из поездок все равно приятно. Поэтому решили, что вместо нас будет фотографироваться плюшевый лось из Икеи. С тех пор Федор ездит с нами везде и на фотографиях вместо нас — он.

Тбилиси, Грузия
Зальцбург, Австрия
Прага, Чехия
Мюнхен, Германия
Ирландия
Халльштадт, Австрия
Дублин, Ирландия
Дрезден, Германия
Чердынь, Россия
Краков, Польша
Будапешт, Венгрия
Братислава, Словакия
Армения
Амстердам, Нидерланды
Вена, Австрия
11 декабря   мир   подборки

Отказался на месяц от алкоголя и кофе

Фрагмент «Sheet Music La fin d’une bordée, Henri Gabriel Ibels, 1892». Из коллекции Музея Ван Гога

Осенью проводил над собой эксперимент. В октябре месяц не пил алкоголя, а в ноябре кофе. Рассказываю зачем и что получилось.

Алкоголь

Почему отказался

Чувствовал, что у меня дофаминовая зависимость от алкоголя. Когда мозг уставал и ему требовалось «вознаграждение», он подавал сигнал «может вина?». Алкоголь повышает выделение дофамина в нейронных цепочках. А дофамин — важная часть «системы удовольствия» мозга. Хотел проверить, насколько я завишу от этой привычки.

Моя средняя доза алкоголя в неделю: 5—6 стакана вина и 3—4 стакана пива.

К концу недели чувствовал, что выдыхаюсь. К вечеру четверга сил не было. О продуктивной и сосредоточенной работе в пятницу нет смысла даже говорить. Одной из причин я предполагал употребление алкоголя по будням. Алкоголь дает кратковременный прилив энергии. Но это энергия берется в долг у завтрашнего дня. Долг приходится платить с процентами.

Что ожидал получить

  1. Что стану лучше засыпать, крепче спать и легче просыпаться;
  2. Что повысится концентрация внимания;
  3. Что стану бодрее;
  4. Что будет легче контролировать своих эмоции и поступки.

В первую неделю был синдром отмены. Мозг требовал способа снять напряжение. Медитация помогала частично, поэтому заменил алкоголь на сладкое. Вдобавок пытался обмануть привычку: по прежнему ходил в бары и заказывал вместо пива лимонад. Лимонад приносят в пивных стаканах, и по цвету он такой же как пиво. Временно уловка работала.

К третей неделе адаптировался полностью. Даже на посиделках с родными и друзьями не возникало желания выпить. Вместо пива и вина пил простые напитки — чай, воду, морс.

Что получилось

Чтобы лучше оценить результаты, по окончании месяца вернулся к режиму «до отказа от алкоголя». Спустя еще месяц могу сравнить ощущения.

  1. Лучше засыпать и крепче спать не стал. Но просыпаться было легче.
  2. Концентрация внимания существенно не повысилась. По-прежнему при длительной работе над одной задачей часто отвлекаюсь и ухожу в «режим блуждания».
  3. Бодрее и энергичнее не стал. Одного отказа от алкоголя мало. Нужно менять режим дня и добавить физических упражнений.
  4. Без алкоголя реже чувствовал себя раздражительным.
  5. Счастливее не стал.
  6. Понравилось чувство, что могу контролировать желания.
  7. На сэкономленные деньги купил 6 книг.

Кофе

Почему отказался

Причин не было. Понравилась практика отказываться от привычных вещей. После алкоголя продолжил на кофе. Хотел на себе проверить утверждение, что кофе не влияет на работоспособность.

Кофеин — антагонист аденозина, вещества, которое сообщает мозгу о свободных энергетических ресурсах. Кофеин блокирует эту информацию и мозг не узнает, что энергии нет. Мы чувствуем себя бодрыми не из-за притока энергии. Хорошо о вреде и пользе кофе написали в Атласе.

Что ожидал получить

Что отказ от кофе никак не скажется на запасе энергии, концентрации внимания, работоспособности и продуктивности.

Привычку пить кофе по утрам заменил на привычку пить воду. Сложнее было отказаться от кофе по выходным. Кофе по выходным для меня особый ритуал: намолоть зерна, сварить по-турецки, пить маленькими глотками. Это не то же самое, что влить в себя чашу офисного эспрессо для бодрости.

Что получилось

Получилось ровно то, что ожидал. Никакого влияния кофе на энергичность не обнаружил.

Мне понравилось отказываться от сильных привычек. Понравилось, что я контролирую желания, а не они меня. В декабре отказываюсь от сахара: сахаросодержащие напитки, конфеты и сладости, шоколад, выпечка. Сахар останется в виде фруктов сухофруктов и тех продуктов, где наличие сахара не смогу контролировать.

30 ноября   организация

Крис Бэйли — Мой продуктивный год

Крис за год опробовал на себе все известные практики повышения продуктивности. В книге рассказывает об удачных и неудачных экспериментах над собой. Уделяет внимание важности концентрации внимания, важности сна, спорта и медитации. Пишет о прокрастинации, отвлечениях, угонщиках внимания и пожирателях времени.

Я выписал понравившиеся цитаты об энергии и внимании, отвлечениях и многозадачном режиме, физических упражнения, медитации, сне и отношении к себе.

Продуктивность

Практически невозможно функционировать полностью осознанно 100 % своего времени. Поэтому продуктивность является скорее искусством, чем наукой.

Чтобы достичь высокой продуктивности, нужна мощная мотивация.

Разница между продуктивными и менее продуктивными людьми сводится к способности или неспособности работать преднамеренно и осознанно.

Лучший способ измерить продуктивность — в конце дня задать себе вопрос: удалось ли мне сделать то, что я хотел?

Чем больше времени, энергии и внимания вы направляете на самые важные задачи, тем большего вы будете добиваться за то же самое время и тем продуктивнее вы станете.

Продуктивность заключается не в том, чтобы делать больше дел, а в том, чтобы делать «правильные дела».

Прокрастинация и отключение от интернета

Дела на потом откладывают все. Прокрастинация заложена в природу человека.

Чем больше вы воспринимаете будущего себя как кого-то внешнего и чужого по отношению к себе, тем больше шансов, что вы будете перепоручать свои дела этому постороннему человеку и тем более вероятна прокрастинация.

Для повышения продуктивности важно научиться воспринимать интернет как роскошь, а не как необходимость.

Польза от отключения от интернета двойная: вы не только возвращаете себе время и внимание, которые тратили впустую, но и легче фокусируетесь на делах, дающих максимальный эффект.

Энергия и внимание

Сегодня, время уже не деньги. Продуктивность — вот настоящие деньги.

В экономике знаний именно от навыков управления энергией и вниманием зависит, будете ли вы в конечном счете продуктивны или нет.

Если вы хотите достичь большей продуктивности, управление временем должно уступить место управлению энергией и вниманием.

Лучший способ снизить затраты времени и внимания на электронную почту и тому подобные задачи — ограничить количество раз, которые вы обращаетесь к ним в течение дня.

Люди чувствуют, что им не хватает сил на работе и дома. Они чувствуют себя занятыми, но не продуктивными. Им мешают постоянные отвлечения и тривиальные дела. <...> Решение проблемы состоит в том, чтобы в работе и в жизни концентрироваться исключительно на приоритетах.

Ваша работа заключается не в том, чтобы все втиснуть в свой рабочий день, и даже не в том, чтобы равномерно распределить энергию на все дела. Ваша задача — направить энергию на приоритеты.

Позволяя вниманию перейти в режим блуждания (например, в душе), мы тем самым создаем благоприятные условия для мозгового штурма, поиска решений трудных проблем и повышения креативности.

Продуктивность заключается не в том, чтобы делать больше быстрее. Продуктивность — это способность выполнять правильно выбранные дела осознанно и с ясно выраженным намерением.

Отвлечение и многозадачный режим

Чем меньше внимания вы уделяете задаче, тем больше времени придется потратить на ее решение. <...> При этом, чем больше внимания требует решаемая задача, тем больше времени нужно, чтобы вновь сфокусироваться на ней после того, как вы отвлеклись.

Смартфоны, компьютеры и другие устройства созданы для нашего удобства, а не для удобства того, кому захочется отвлечь нас в течение дня.

За отвлечения приходится платить высокую цену — и эта цена связана с ухудшением внимания. Когда вы постоянно переводите внимание с объекта на объект, мозг испытывает перегрузку. Это затрудняет приобретение новых навыков, становится труднее вспомнить, чем вы занимались перед тем, как вас отвлекли.

Работая в режиме многозадачности, мы испытываем мощную иллюзию продуктивности.

Работа в режиме многозадачности кажется гораздо увлекательнее, даже если в результате вам удается выполнить меньше. <...> Исследования показывают, что при работе в многозадачном режиме регулярно происходят выбросы дофамина. С нейрохимической точки зрения мозг вознаграждает себя гораздо щедрее, когда он работает в многозадачном режиме по сравнению с однозадачным.

Многозадачность снижает продуктивность, так как заставляет совершать больше ошибок и привносит в работу стресс. В итоге на выполнение дел уходит суммарно больше времени, поскольку при переключении с задачи на задачу затрачивается дополнительное время и внимание.

Многозадачность отрицательно влияет на запоминание. Переключение с задачи на задачу перегружает мозг и в этом смысле ничем не отличается от обычных отвлечений.

Привычка работать в многозадачном режиме создает предрасположенность к скуке, повышает склонность к тревоге и депрессии.

Медитация

Самый лучший метод тренировка внимания и способности вашей префронтальной коры контролировать лимбическую систему — это именно медитация.

Медитация — это процесс, имеющий своим результатом состояние полной осознанности.

Медитация усиливает исполнительную функцию мозга и способность концентрировать внимание.

Медитация восстанавливает контроль над вниманием, а в нужных случаях помогает предотвратить его блуждание.

Физические упражнения

В отличие от мозга, наше тело не претерпело изменений со времен каменного века. Мы по-прежнему созданы для того, чтобы проходить от 8 до 14 км в день, охотиться и собирать пищу, а не проводить по 52 часа в неделю у экрана компьютера.

С биохимической точки зрения упражнения позволяют мозгу бороться со стрессом продуктивным и контролируемым образом.

Физические упражнения увеличивают приток крови к мозгу, что повышает интеллектуальную производительность и креативность, помогают бороться с привычной усталостью и повышают концентрацию.

Физические упражнения повышают настроение и даже создают новые клетки в областях мозга, затронутых в результате депрессии.

Физические упражнения стоят затрачиваемого на них времени и являются одним из лучших способов стать более продуктивным.

Сон

Недостаток или низкое качество сна может проявляться в многочисленных ошибках, отрицательно влияет на настроение, способность фокусироваться и находить решения проблем, снижает обучаемость и ухудшает запоминание.

Дневной сон чрезвычайно положительно сказывается на продуктивности. Как и ночной сон, он повышает концентрацию внимания, точности мышления, креативность, улучшает качество решений.

Когда вы сокращаете часы сна, в конечном итоге, вы всегда проигрываете больше времени, чем выигрываете. У вас будет меньше времени и способности сосредоточиться, вы будете делать больше ошибок, на исправление которых понадобится еще больше времени.

Сон является одним из лучших и простейших способов конвертации времени в энергию.

Отношение к себе

Чем больше удовольствия от жизни вы получаете, тем выше шансы достичь выдающейся продуктивности.

Следует делать больше перерывов в работе в течение дня и в целом. Если делать слишком мало перерывов, то можете полностью подорвать продуктивность.

Главным фактором, в долгосрочной перспективе влияющим на счастье, являются социальные связи. Их влияние на долголетие столь же значительно, как и влияние ожирения, высокого кровяного давления или курения — только в противоположную сторону, конечно. Более глубокие дружеские отношения создают мотив достигать большего в профессиональной сфере, а заодно делают нас более счастливыми.

Без людей продуктивность не имеет смысла.

8 ноября   книги

Отключаюсь от интернета по воскресеньям

Это первый Макинтош 1984 года. Тогда еще не было интернета.

Уже два месяца по воскресеньям я полностью в оффлайне. Отключаю компьютер и телефон. Это помогает расслабиться перед рабочей неделей и вернуть концентрацию. Вот как это происходит.

Почему отключаюсь

Заметил, что мне не хватает двух выходных, чтобы освежить голову. Вечером воскресенья чувствовал разочарование. Выходные быстро пролетали. Проблема в том, что я проводил выходные в привычном для будней ритме: что-то рисовал, писал, читал статьи, смотрел лекции. Делал все, чего не успевал сделать в будни.

Мне казалось, что я отдыхаю потому, что «смена деятельности есть отдых». Это не так. Организм был во взведенном состоянии семь дней в неделю. Это приводило к быстрому выгоранию и переутомлению. Хотелось наоборот — спокойствия, высокой концентрации и осознанности. «Нельзя быть постоянно включенным, чаще побеждают те спортсмены, которые умеют в паузах между раундами полностью расслабляться». Обязательно нужно замедлять ритм жизни, переводить дыхание.

Прочитал пост Тимура Зарудного про аналоговые выходные. Понравилась идея, решил попробовать.

Так, игра в аналоговость помогает обращать внимание на собственные занятия и помогает придумывать развлечения, а не скатываться в собственные привычки выходного дня. Фильмы на утренних сеансах в кинотеатре, музыка на пластинках, книги на бумаге. Никакой связи — хочешь с кем-нибудь встретиться, договорись заранее и просто прийди в назначенное время к назначенному месту, нет ничего проще.

Что делаю

Ввел жесткое ограничение: в воскресенье никакого компьютера, никакого интернета, никакой сотовой связи, никаких сообщений, никакой почты. Слушаю музыку из радиоприемника, читаю книги, гуляю, хожу в кино, медитирую.

На воскресенье сгребаю все рутинные и технические дела: покрасить батарею, сделать уборку, погладить, закупиться в Ленте, повесить полку, постричь бороду и т. д. В воскресенье все дела делаются пачкой за два-три часа. Это высвобождает вечера будней, когда у меня много энергии и внимания работать над своими проектами.

Если нужно с кем-то встретиться, договариваемся заранее так, чтобы встретиться без телефонных звонков. Если нужно купить билеты в кино, покупаю заранее. Когда появляются новые идеи, записываю в бумажный блокнот и разбираю записи в понедельник.

Какие выводы сделал

Полюбил воскресенья в разы сильнее. По воскресеньям читаю в три раза больше — 3 часа, вместо обычных 1 часа в день. Медитирую по 30 минут, вместо обычных 10 минут в день. Больше гуляю. Это самые приятные занятия.

Стал спокойнее и удовлетвореннее. По ощущениям выходные стали длиннее и насыщеннее. Воскресное замедление помогло успокоиться и снять эмоциональное напряжение. По понедельникам чувствую себя свежим.

Повысил концентрацию внимания. Отказ от интернета на целый день помог понять, сколько внимания «сжирает» интернет. Теперь и по будням стараюсь отказывать себе в соцсетях и мессенджерах. Это повышает концентрацию внимания и работоспособность в течение дня. На эту тему напишу отдельную заметку.

Почувствовал силу самоограничений. Самоограничения помогают почувствовать, что ты управляешь своими желаниями и поведением, а не они тобой. Смог отказаться от сильных привычек — осознал, насколько завишу от них. Осознаешь свое поведение — значит контролируешь жизнь.

4 ноября   организация

Собрал диван и стол из паллет

Летом купили квартиру. Раньше жили в однушке, переехали в двушку. Мебели для двух комнат было мало. Вместо поездки в Икею захотели сделать сами.

Решили делать угловой диван и кофейный столик. Идею подсмотрел у Тимура, посоветовался с ним как делать, почитал интернет. План был такой: купить паллеты, краску, инструменты, колеса, ткань и поролон для подушек; отшлифовать и покрасить паллеты; сшить подушки; на стол положить стекло. В целом все шло по плану.

Хотелось сделать так.

Для мебели лучше подходят европаллеты 1200х800 см или 1200х1000 см. Евро крепче и надежнее российских. Зайдите во двор любого супермаркета. Там, скорее всего, лежат «наши». Они хлипкие и не внушают доверия.

Не нужно искать паллеты по складам и магазинам, их продают оптом. Я нашел через группу во ВКонтакте. Купил 10 штук по 200 ₽ каждая. Еще 1000 ₽ отдал за перевозку и грузчиков.

Паллеты с доставкой — 3000 ₽

Так паллеты выглядят на оптовой базе.
А так дома. Коты рады новым поверхностям.

Диван

Для дивана паллеты достаточно очистить от грязи. Но лучше отшлифовать, покрасить и покрыть лаком или морилкой. Мы только шлифовали и красили. Лак и морилка пригодятся, если мебель будет стоять на улице. Они защитят от солнца и дождя.

Шлифовка. Понадобятся: наждачная бумага, шлифовальная машинка или шлифовальный круг, защитные очки, маска и перчатки. Быстрее всего шлифовать на круге. У нас его не было. Шкурили частично машинкой, частично руками. Сильно не усердствовали.

На шлифовку одной паллеты тратили в среднем 1 час.

Покраска. Понадобятся: эмаль из расчета 0,5 кг на паллету, коллер для придания оттенка, две кисти, укрывной материал. Эмаль не пахнет и быстро выветривается, но лучше не рисковать. Если у есть возможность красить на улице, так и поступите. Сильно ускоряет процесс наличие краскопульта. Мы красили вручную в два слоя.

На покраску одной паллеты тратили в среднем 1 час.

Ни краски, ни инструментов заранее не было, поэтому покупали все.

Краска и инструменты — 2100 ₽

На этом этапе отказались от угловой секции. 2,5-метровый диван уже казался громоздким.

Чтобы сделать диван мобильным, поставили его на колеса. Спереди — ножки, сзади колеса. Ножки, чтобы диван не двигался каждый раз, когда на него садишься.

Ножки и колеса — 800 ₽

Пространство внутри удобно для хранения.

Подушки. Для подушек купили поролон и ткань, сшили чехлы на липучках. Поролон — 10 см, 5х1 м — 3150 ₽. Ткань — 7х2 м — 2200 ₽.

Подушки — 5350 ₽

Чехлы помогла сшить мама. Понадобилось 4 часа.

Стол

По подготовке и сборке стол не отличается от основы дивана. Вместо подушки сверху стекло. Мы взяли толстое тяжелое стекло — 10 мм, чтобы его было сложно случайно сдвинуть. Никак не крепили. Под стекло положили плакаты, карты, открытки, пластинки, сувениры из путешествий.

Стекло c доставкой — 1300 ₽

Итого

Суммарная стоимость дивана — 8700 ₽, стола — 2300 ₽. Времени потрачено — 17,5 часов, растянутые на два месяца. Осталось не использовано три паллеты, которые отдали в приют для животных.

26 октября  

Зачем писать в блог на темы, о которых много написано

Иллюстрация Noritake для обложки журнала The Big Issue Taiwan vol.61

Когда я завел блог, мне были интересны две темы — верстка и самоорганизация. Обе темы достаточно хорошо изучены, о них написано много книг и статей в интернете. Я задавал себе вопросы «Зачем мне об этом писать? Что нового я смогу рассказать?». Этот пост для тех, кто задает себе подобные вопросы.

Осмыслять знания

Когда прочитал книгу, в голове появились новые знания. Чтобы знания не вылетели в трубу, их нужно осмыслить. Осмыслению хорошо помогает объяснять основные моменты книги своими словами. В данном случае объяснение — это заметка в блоге. Важно именно своими словами — то, как понял.

Чтобы объяснить придется вернуться к книге, выделить основные мысли, структурировать, написать, переписать. Пока объясняешь, сам разбираешься лучше. Осмысление помогает закрепить знания.

Неосмысленные знания — мертвые знания

Делиться опытом

Можно не писать о том, что ты прочитал. Но обязательно нужно писать, о том, как ты применил новые знания. Людям мало интересны знания сами по себе. Людям интересен опыт других людей. Я стараюсь придерживаться правила «Узнал › Попробовал › Описал».

Прочитал, что канбан-доски помогают организовать жизнь › Использовал в работе › Рассказал об опыте

Узнал о влиянии медитации на концентрацию внимания › Проверяю на себе › Напишу о результатах

Смотрите, как это делает Игорь Штанг в посте про приводность верстки. Не просто «строки должны совпадать потому, что это красиво», а приводит примеры из своих макетов.

Сначала опыт, потом пост

Читайте больше книг, проводите эксперименты, пробуйте больше интересных штук, осмысляйте знания, применяйте знания на практике, делитесь опытом. Люди будут вам благодарны. Помните, что не все из вашего окружения читают те же книги и статьи. Ваши посты будут полезны им.

23 октября   организация
Ранее Ctrl + ↓